Одной из наиболее древних цивилизаций, заложивших основы государственности, была шумерская.Период существования государственности шумеров охватывает около полутора тысяч лет. До сих пор неясно, откуда пришли шумеры — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Шумеры поселились в низовьях реки Евфрат, недалеко от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разделялся здесь на многочисленные протоки — рукава, которые то сливались, то расходились вновь, и основой для земледелия было орошение полей. Население Шумера состояло из общинников, знати, имелись рабы и другие зависимые люди. Значительную роль играли храмы, жречество. Храмы были центрами управления всей жизнью людей. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счет собранному урожаю. Именно храм управлял жизнью городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Люди, объединившиеся вокруг храма, составляли храмовую общину. На протяжении многих веков Шумер не представлял собой единого государства, области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами. Существовали соседские общины, начавшие объединяться вокруг храмовых центров, в которых религиозно-идеологическая функция сочеталась с организационно-хозяйственной. Храмовые центры стали развиваться в города. Несколько соседских общин входили в условный округ из трех-четырех городов, правитель которых организовывал ирригационные работы. Связи между объединениями городов больше походили на военный союз. Правители этих объединений назывались энси («господин сооружений»), некоторые принимали титул лугаля. Создавались и общинные коллективные органы (совет старейшин). Появлялась надобщинная администрация, в которую входили главный жрец храма, правитель и совет старейшин. Развитию надобщинной администрации способствовала необходимость ведения ирригационных работ (городахрамы связывались сетью каналов). Города строили на вершинах холмов. В каждом городе был укрепленный дворец, в котором находился храм бога города и жили жрецы. Всего самостоятельных городов было несколько десятков, и между ними всегда шла борьба за влияние. Наиболее известными из шумерских городов-государств были Киш, Лагаш, Умма, Урук. Главы городов (энси, лугали) избирались народным собранием либо советом старейшин, что свидетельствовало о пережитках патриархально-родовой демократии. По решению народного собрания они могли быть низложены. Энси занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строительству храмовых, культовых сооружений. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Постепенно его власть становилась наследственной1. Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие Южное Двуречье: шумеров и аккадцев. К концу III тысячелетия до н.э. различные племенные группы, населявшие Двуречье, окончательно слились, но сохранились названия основных его частей — Шумера на юге и Аккада на севере. Лидер одного из новых городов — Саргон I (2340—2284 гг. до н.э.) постепенно подчинил себе все города-государства. Произошло объединение шумеров с аккадцами, и возникло Шумеро-аккадское царство. Саргон стал именовать себя «царем Шумера и Аккада». Саргон пытался осуществить политические и административные реформы, которые позволили бы создать систему единоличного правления. Установление единовластия происходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. Опорой Саргона было жречество, он задабривал храмы дополнительными льготами и дарами, установив при этом контроль за храмовыми хозяйствами. Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совершать ритуал мнимого убийства одряхлевшего вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнении с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника-«правителя», однако случилось несчастье: в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отменили.славляли царя, внушали подданным мысль о покровительстве его деяниям со стороны богов. Была создана социальная опора единовластия в лице новой знати, которая вытеснила родовую аристократию. Саргон поставил во главе городов-государств своих правителей, заменив наследственных энси. Его власть опиралась на сильную и постоянную армию, вооруженную дальнобойными луками. За службу воины получали земельные наделы из царского фонда. Образование централизованного государства дало толчок экономическому развитию, прежде всего земледелию, ремеслам, торговле. Была создана единая ирригационная система, построены дороги, порты, введена единая система мер и весов.
Государственный строй.Государственный аппарат представлял собой отлаженный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Не случайно шумеры традиционно изображали рядом двух богинь: Нишану (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности). В Шумеро-аккадском государстве все строго учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Чиновники превосходно знали систему учета, бухгалтерии, применяли начала алгебры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тысячелетии до н.э. слогового письма. Грамотность имела широкое распространение даже среди простолюдинов. Значительного подъема Шумеро-аккадское царство достигло при внуке Саргона I Нарам-Суэне. Он существенно укрепил деспотическую власть, поставив во главе всех городов своих сыновей. При этом он, как и дед, опирался на поддержку жречества, предоставляя ему многочисленные льготы, возводя храмы. Не случайно жречество объявило его «богом Аккада». Успешны были его завоевательские походы, он носил титул «царя четырех стран света». Однако впоследствии Шумеро-аккадское государство потеряло свою самостоятельность. Затем вновь произошло возвышение Шумеро-аккадского царства. Политическая власть перешла к царю Ура — Ур-Намму (2047—2030 гг. до н.э.), который стал основателем III династии Ура.Государственный строй Шумеро-аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классическую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь, обладавший неограниченной властью и носивший титул «царя Ура, Шумера и Аккада». Его власть легитимировалась религией. Верховного правителя практически обожествляли. Царю воздавались различные почести, был учрежден его культ. Жречество было подчинено царю. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с именем Бог в силу своей якобы избранности, наделенности царственностью богами, что возвышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах царской власти — одежде, диадеме, жезле и пр. Города-государства полностью потеряли свою самостоятельность. Вся страна была разделена на округа, которые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю. Серьезную роль в государстве играла армия. В этот период армия была профессиональной и состояла из наемников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, получавших за службу царский надел. Нашествие племен из Ирана, центробежные стремления общинных объединений привели к краху Шумероаккадского царства. В 2003 г. до н.э., ослабленное внутренней междоусобицей, оно прекратило свое существование под ударами племен эламитов. Затем царство было завоевано кочевниками амореями. В XIX в. до н.э. Двуречье представляло собой множество городов-государств, власть вождя-лугаля в которых выражалась в форме ранней монархии. Процесс становления централизованного государства затянулся на столетия. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи, победив местных правителей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Междуречья — этап возвышения и господства Вавилона. Вавилоняне — народ, говоривший по-аккадски и образовашийся от слияния шумеров и аккадцев, — стали,таким образом, народом двуязычным1. Шумеро-аккадская цивилизация как политическая сила уже не возродилась, однако ее влияние распространилось на все месопотамские государства.
Шумеро-Аккадское право.В государствах Древней Месопотамии основными источниками права стали писаные законодательные акты, принятые по воле правителей отдельных царств. Первые царские надписи не были законами в прямом смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые реформы Уруинимгины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 г. до н.э. В них говорится о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители. Большинство правил устанавливало порядки неюридического характера в государственно-храмовом хозяйстве, гарантировало держателям наделов их права. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи между тем заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя. К их числу относятся древнейшие Законы царя УрНамму. Они включали в себя до 35 правил-статей, детально регламентировавших имущественные, семейные и трудовые отношения.Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, «установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры». Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы мер и весов (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гарантии новых справедливых порядков: «дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)»1. Главная цель пролога, рассказывающего о справедливости и великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Охранялись брачно-семейные устои: разрешалось безнаказанно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся специальный договор. В законодательстве проводились четкие социальные границы между рабовладельцами и рабами. Так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание — промывание рта водой с 1 кг соли. Законы Ур-Намму содержат статьи о вознаграждении за возвращение «человеку» (господину) его беглого раба (2 сикля серебра). Рабский труд был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. Эти и другие законы (Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы, правителя царства Эшнунны (начало II тыс. до н.э.) и др.) стали памятниками древневосточного права, отразив вместе с тем начало развития права вообще. Судопроизводство осуществлялось на основе имею щихся законов. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назнача емые правителем. В общинах сохранялись общинные суды.
Вавилон.Крупнейшим и выдающимся по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство. Вавилон, достигший своего социальноэкономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, стал государством-империей с государственной идеологией — культом единого бога, «царя над богами» — Мардука. Свободное население Вавилона состояло из граждан полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» — человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенумы» (покорные), лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т.е. «бьющие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, определялась тем, что они не имели корней в общине1.
Население различалось и по профессиональному признаку. Первое место занимали придворные служащие, из которых выделялись царские телохранители и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю, различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других профессий занимали храмовые служащие. Жречество в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали купцы, предприниматели, ремесленники и поденщики. Большей независимостью пользовались организации некоторых «ученых» профессий, таких, например, как специалисты по «изгнанию духов», предсказатели будущего, врачи, писцы. Низший общественный слой составляли рабы. Рабы могли принадлежать царю, храму, частным лицам. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защитой закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих владельцев. При этом такие дети считались свободными. Кроме военнопленных и приобретенных за деньги рабов значительная часть этого социального слоя состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных лиц (например, преступников или несостоятельных должников)1. Характерно, что право оговаривало не столько бесправие раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения его прав. Дворцовый раб или раб мушкенума могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными. Дети, рожденные от свободного и рабыни, были также свободными, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана «за серебро». Свободные дети раба наследовали половину его имущества, другая шла хозяину. Рабы впоследствии стали все чаще выступать в качестве земледельцев-арендаторов, наделенных хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право не только вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, но и владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истцов, ответчиков, свидетелей. Однако, несмотря на это, рабы оставались в жесткой зависимости от своих хозяев и были обязаны выплачивать им своеобразный ежемесячный оброк.
Гос.строй.Государственный строй Древневавилонского царства был схож с государственным строем Древнего Египта. В руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могущество царя находило подтверждение в его титулах. Так, титул царя Хаммурапи звучал следующим образом: «мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы». Однако власть древнеегипетских царей нельзя однозначно назвать деспотической. Царь мог быть низведен до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющим ее богам. Во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживавшие общественный порядок. Полномочия таких органов были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных,финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.). Царь выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов правителя своим наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов. Как и в других древневосточных государствах, в ведении царя сосредоточивались и обширные хозяйственные полномочия: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы осуществляли функции царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников — государственных контролеров. Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин. Некоторые самые древние и важные города (например, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы. Сложными и противоречивыми были отношения между центральной властью и храмами. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены царю в административном и хозяйственном отношении: он назначал жрецов и администраторов храмов, требовал отчета о хозяйственной деятельности. В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Существовали наместники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов.При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воины стали получать наделы от царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение. В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалось «вечной». Профессиональные воины также выполняли полицейские функции. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Так, древневавилонские источники сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.
Право. Свод законов Хаммурапи.Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молитвенной позе перед богом вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст Законов. Текст разделен на три части. Первая часть — введение. После него следуют статьи Законов и, наконец, заключение. Всего Свод законов насчитывает 282 статьи, касающиеся отправления правосудия, защиты имущественных прав, торговых коммерческих операций, семейно-брачных отношений и др.Положения Свода были основаны на шумерийских судебниках, старом обычном праве, современном законодательстве. Для них характерны примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Символичной, например, была ответственность за ряд преступлений (например, отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка), формальный характер имела клятва. В Своде законов нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы, как правило, начинаются со слова «если», после чего следует описание конкретной ситуации, к которой относилась соответствующая юридическая норма. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, нормами, регулирующими имущественные отношения, и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала все же присутствует. В законах нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной их группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Кодекс Хаммурапи закреплял сословный строй государства. Это, по существу, первый известный сборник законов, предусматривающий многообразие форм личной зависимости. Так, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства. Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство, например в случаях, когда сын должника передавался храму или продавался за границу. При этом по общему правилу должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Срок отработки долга ограничивался тремя годами. Смерть от дурного обращения заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора. В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство разделяло и свободных людей. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. В государстве существовали различные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные и частные земли. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам (купцам, состоящим на царской службе), жрецам и т.д. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Общинная земля находилась или в коллективном владении (выгоны для скота, луга и пр.), или в частносемейном. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами на свой земельный участок, которые были близки к правам собственника. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи. Передача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной. При отчуждении земли человек как бы оставлял после себя заместителя. Полноправие вавилонянина было напрямую связано с земельным наделом общинной земли. Он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца. Значительное внимание в Своде законов уделялось землевладельческим правам воина. Воинский надел полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялись права его жены и малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к исполнению своих обязанностей. Согласно Законам Хаммурапи, подобный правовой режим распространялся и на дворцовое имущество, передаваемое за службу жрецу, купцу. Они могли продавать «за серебро» свое поле, сад, но на покупателя при этом переходили обязанности соответствующей службы. Свод законов Хаммурапи предусматривает отдельные виды договоров. Так, упоминаются различные виды договоров найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий (врачей, строителей корабельщиков) и наймом рабочих и рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность, наступающую в случае порчи или гибели нанятого имущества. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также их ответственность за результаты труда. Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Можно отметить, что законодатель стремился оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Договор продажи наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) заключался в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. В письменном договоре купли-продажи требовалось точно обозначить объект купли и удостоверить право собственности продавца на него, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности, при продаже неотчуждаемых царских земель, земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать завершенную сделку, зачастую обеспечиваемое специальной прибавкой к договорной цене. После оплаты вещи договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например в случае преднамеренного сокрытия продавцом изъянов вещи. В Своде законов Хаммурапи говорится, например, о продаже раба, страдающего эпилепсией: в случае обнаружения у раба этого заболевания в течение одного месяца договор мог быть расторгнут. В Своде законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду пахотной земли. Плата за нее обычно равнялась одной трети урожая, а иногда и его половине. Долг мог быть погашен за счет имущества должника, отработки долга самим должником, его женой, детьми. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Обычно он полностью выплачивал оговоренную сумму за аренду наперед. Значительное внимание в Своде законов уделено семейно-брачным отношениям. Жизнь человека в Древней Месопотамии не считалась полной, если у него не было жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать их в качестве заложников за долги, тем не менее эта власть имела установленные законом ограничения. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие ее согласия не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом семье невесты. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя — двойную выплату и того и другого. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог привести в дом наложницу или рабыню, чтобы получить возможность зачать ребенка. С точки зрения права вавилонскую женщину во II тысячелетии до н.э. нельзя было назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль на протяжении долгого времени сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей. Она сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. В основе мировоззрения вавилонян лежало безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, в том числе прелюбодеяния. Семья, в которой были дети, считалась в Вавилоне моногамной (сожительство с рабыней или наложницей не бралось в расчет). Верность жены обеспечивалась угрозой жестоких наказаний — женщину, изменявшую женщину бросали в воду (если муж ее не прощал). Однако и длящаяся измена мужа, который «уходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа в дом отца, забрав приданое. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на жену. Оправдывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны были «идти за своими отцами»1. Законы Хаммурапи регулировали и вопросы усыновления (удочерения) детей. Оно осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этого различия лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае — продолжение рода в бездетной семье, во втором — приобретение рабочих рук. Усыновление могло осуществляться только свободным мужчиной в отношении свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного, назначенного наследником, с его семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог беспрепятственно вернуться к своим родителям. Приемные дети могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя. Был урегулирован институт наследования имеющимися членами семьи. Преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Сыновья традиционно получали наследство в равных долях. Дочерям выделялось приданое. Лишение сына наследства в Вавилоне было сопряжено с рядом трудностей. Так, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право. Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после его смерти наряду с сыновьями. Получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей определенного имущества при жизни.Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не содержат общего определения понятия преступления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоятельств) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, однако можно заметить факт понимания законодателем различий между умышленным и неумышленным преступлением, понятия соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства и пр. Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был потерпевший: авилумом или мушкенумом. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Неумышленное нанесение раны в драке освобождало от наказания свободного человека. Особенно жестоко (немедленным сожжением) каралась кража на пожаре, сообщничество женщины в убийстве своего мужа влекло сажание ее на кол и т.д. Вместе с тем правовые источники свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуда, коллективной общинной ответственности, объективного вменения. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущества и против семьи. Среди преступлений против личности Законы выделяют неосторожное убийство. Довольно подробно в Своде законов регулируются случаи ответственности за причинение вреда здоровью (повреждение глаза, зуба, кости и т.д.). Везде при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. К преступлениям против имущества Свод законов относит кражу скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейм. К имущественным преступлениям также относились повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины, потрава поля скотом и пр. К преступлениям против семейных устоев относились: кровосмешение, распутное поведение жен, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу преступлений учитывались не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, были разнообразны. Основным видом наказаний была смертная казнь в самых различных ее вариантах (их было около 30). Вавилонское законодательство было основано на принципе мести, что нашло отражение в ряде его знаменитых предписаний. Наиболее часто упоминаются положения о работающих на строительстве подрядчиках, которые настолько небрежно исполняли возложенные на них обязанности, что плохо построенные ими дома обваливались, нанося имущественный вред, а нередко и погребая под руинами жильцов. В этих случаях строителей убивали. Реализовывалась и примитивно понимаемая идея о наказании возмездием. Так, например, в случае гибели сына домовладельца умерщвлялся сын того, кто построил дом. Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки. Примечательно, что за неосторожное убийство человека во время проведения тяжелой операции лекарю также отрубали кисть. Применялись сожжение, утопление, сажание на кол, членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание. Сурово наказывались все имущественные преступления (смертной казнью, членовредительством либо огромным штрафом, многократно превышающим стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый и в случае неуплаты которого наказание заменялось на смертную казнь). Жестоко карались такие преступления, как лжесвидетельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову». Главную роль в отправлении правосудия играли храмовые и общинные суды. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемые ими коллегии общинных судов. Упоминаются в источниках и царские суды. Существовало несколько судебных инстанций. Самые простые дела решались судьями, более сложные разбирались судебными коллегиями или самим царем. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и мушкенумов, осуществляли помилование по некоторым категориям дел. Для рассмотрения государственных преступлений, посягавщих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничив в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления на разбирательство мелких правонарушений, ответственность за которые регулировалась нормами обычного права. Учреждались особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Как по уголовным, так и по гражданским делам процесс был устным и состязательным. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны, поэтому с речью потерпевшего начиналось обыкновенно и само судоговорение. Явку ответчика и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Доказывание в суде было всецело частной инициативой. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, ордалии1, собственная присяга. Судоговорение происходило публично, на паперти храма в форме своеобразного состязания (спора). Часть разбирательств начиналась с произнесения клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. В затруднительных случаях прибегали к клятвам перед статуями богов. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация юридических фактов касалась торговых, брачных и других дел. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». В ходе ведения судебных процессов можно было проводить основательное исследование и уточнение фактов, имевших место в конкретной конфликтной ситуации. Судьям вменялось в обязанность судить справедливо, и вынесенные ими решения не подлежали изменению. Судья, изобличенный в изменении своего решения, выплачивал штраф и отстранялся от ведения судебных дел. Под ордалиями понимается так называемый Божий суд, когда человеку, пытающемуся доказать свою правоту (невиновность), приходилось подвергаться испытаниям огнем, водой и т.д. Прошедший «с Божьей помощью» испытание объявлялся правым в споре (невиновны) Хаммурапи определил цель судопроизводства: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное правосудие, по торжественному заявлению правителя, возможно было осуществлять только на основе его указов и установлений. Законность и справедливость в понимании Хаммурапи были равнозначными и тождественными. Не случайно за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления должностных лиц, чиновников (в первую очередь судей) были введены жестокие наказания. За лжесвидетельство полагалась смертная казнь, поскольку оно рассматривалось как оскорбление богов. Достижение справедливости в суде гарантировалось ордалиями для истца и ответчика, а также дифференцированной системой штрафов. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался как при помощи законов, так, иногда, и с участием богов (например, бога реки в случае испытания водой). Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Отметим, что этот необычный вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями других народов, у которых всплывший во время испытаний человек считался виновным (нечистым, греховным). Приговоры по делам о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Характерно также, что по некоторым преступлениям представители высших классов подвергались более суровому наказанию, чем низших. Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения.