На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. в Древнем Египте сложилось 40 номов (областей). Территориальное распо- ложение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано привело к их объединению под вла- стью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых правителей (царей) с признаками верхов- ной власти над остальными номами. История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—2800 гг. до н.э.), или период царствования первых династий египетских фараонов; период Древнего царства (около 2800—2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III–VI дина- стий; период Среднего царства (около 2160—1785 гг. до н.э.) — время царствования XI—XII династий; период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) — время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов. Переходному периоду между Средним и Новым царствами предшествовала освободительная борьба египтян против иноземцев — время разорения страны. Закончилось оно централизацией государства. Период Позднего царства (1085—331 гг. до н.э.), время царствования XXI—XXX династий, стал стадией упадка и завершения завоевания страны А. Македонским.
Фараон.Государственный строй Древнего Египта во все пери- оды его истории отличается тем, что его главой был царь, которого называли фараоном. За три тысячи лет до нашей эры на египетском троне восседали фараоны 30 династий. Среди них были талантливые администраторы, полко- водцы, тираны, миротворцы, агрессоры. Власть фараона была абсолютной. Он считался посредни- ком между небом и землей. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фара- она — большие ирригационные и строительные работы, войны и торговые экспедиции, проведение больших рели- гиозных и династических праздников. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. Еще в Древнем царстве египетским фараонам стал присваи- ваться священный титул «сына бога Солнца», выработался особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, кото- рые подавляли воображение людей, внушали им священ- ный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гроб- ниц фараонов. «Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель» — говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о соб- ственном посмертном существовании1. В Египте были сильны традиции матриархата. Первона- чально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со сво- ими родными и двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной. Если на престоле оказывалась жен- щина, ее изображали в шлеме с подвязанной бор одой. Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто меня- лись, что находило оправдание в египетской теологии, в пред- ставлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям, божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы слишком много2. Приказы фараона неукоснительно исполнялись, он был главным законодателем и судьей, назначал всех выс- ших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя рассматривался как преступление против религии. Фараону как носителю высшей государственной власти принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-мораль- ными нормами справедливости, следование которым счи- талось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491— 1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет ушло на заготовку материалов и 20 лет — на само строитель- ство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (по 100 тыс. человек сроком на три месяца). 2 Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.он всегда «соблюдал закон», т.е. установленный в Египте правопорядок. При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновен- ность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, осо- бенно военной и жреческой элите.
Управленческий аппарат.Наиболее важные должности в государстве занимали родственники царя. Высшую из них — управляющего дворца (джати) — по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику. В его обязанности входило издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. В Новом царстве джати осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках концентрировалась высшая военная власть. Он конт- ролировал набор войска, строительство пограничных крепостей, командовал флотом и пр. Ему принадлежали и высшие судебные полномочия. Он рассматривал жалобы, поступавшие к фараону, ежедневно докладывал ему о наи- более важных событиях в государстве, непосредственно следил за выполнением полученных от фараона указаний. Джати — «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» — хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за круп- ное строительство и пр. Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», управляющий военным ведом- ством, отвечавший за вооружение, снабжение армии, стро- ительство крепостей, управляющие «белыми домами» — ведомствами по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.Наиболее важные должности в государстве занимали родственники царя. Высшую из них — управляющего дворца (джати) — по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику. В его обязанности входило издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. В Новом царстве джати осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках концентрировалась высшая военная власть. Он конт- ролировал набор войска, строительство пограничных крепостей, командовал флотом и пр. Ему принадлежали и высшие судебные полномочия. Он рассматривал жалобы, поступавшие к фараону, ежедневно докладывал ему о наи- более важных событиях в государстве, непосредственно следил за выполнением полученных от фараона указаний. Джати — «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» — хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за круп- ное строительство и пр. Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», управляющий военным ведом- ством, отвечавший за вооружение, снабжение армии, стро- ительство крепостей, управляющие «белыми домами» — ведомствами по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.Источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея, «начальника работ», обязанностью которого было наблюдение за ороси- тельной системой. Многие сановники обычно занимали должности по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Из жизнеописания одного из чиновников периода Древнего царства мы узнаем, что его карьера нача- лась с должности носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни — предводителем войска и начальником управления Верхнего Египта. Управленческий аппарат древнеегипетского государ- ства, несмотря на свою многочисленность, был слабо диф- ференцирован. Почти все чиновники Египта были одно- временно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной службой. Причем если со временем пря- мая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жре- цов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальни- ков в сфере хозяйственного управления. Слабая дифференциация отдельных звеньев управленче- ского аппарата определила существование здесь особых групп лиц, получивших название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной. В одну из них могли вхо- дить лишь крупные сановники, придворные фараона, в дру- гую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место в управлении. «Послушные призыву» — это те, кто мог непосред- ственно выслушать и должен был выполнить приказ сво- его господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» сво- его господина. Особую роль играла группа «больших послушных при- зыву царя» — придворных, крупных вельмож, государствен- ных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управлен- ческих функций они могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, полу- чая за каждую из них особое должностное земельное вла- дение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву»1. Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, по всей види- мости, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «началь- нике послушных призыву местопребывания царя», т.е. соб- ственно дворцовых слуг, и пр. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Из общей массы «слуг царя» выделялись так называе- мые неджес (маленькие), а среди них — сильные неджес. Их появление было связано с развитием частного землев- ладения, торговли, рынка. Простолюдин в отличие от бла- городного обозначался термином «мерет». К концу эпохи Древнего царства светская аристократия добилась почти полной независимости. В период Сред- него царства она сохранила и упрочила свои привилегии. Во время Нового царства ее положение изменилось к худ- шему. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно переместился в сторону выходцев из нетиту- лованных слоев общества (чиновников, воинов, земледель- цев и даже приближенных рабов). Так, дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руко- водимых царскими писцами, и по его окончании получить ту или иную чиновничью должность2. Наряду с неджес в это время появилась и особая катего- рия египетского населения, близкая к ним по положению, обозначаемая термином «немху». В нее включались земле- дельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Огромное влияние на общество оказывало жрече- ство. Оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы стали собственниками
1 История государства и права зарубежных стран. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие насе- ление в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны с сословным делением населения.огромных богатств, а жреческие звания начали переда- ваться по наследству.
Законодательство. Самые первые законы предположительно были напи- саны Мином, основателем I династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законо- положения по различным отраслям управления. Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на камен- ных плитах или памятниках, слишком скудны и фраг- ментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для обще- ственных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем развития, египтяне успели соз- дать большое количество правовых институтов в области гражданского, семейного, уголовного и процессуального права.Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства усилилась законо- дательная деятельность фараонов. Еще в древности еги- петские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижи- мым имуществом. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владе- ние, а также действия религиозного характера. Существовало несколько видов договоров — договоры займа, найма, купли-продажи, аренды, поклажи. Для семейных отношений Древнего Египта было харак- терно довольно высокое положение женщин в семье. Жен- щина в подавляющем большинстве случаев обладала теми же правовыми возможностями, что и мужчина. Брак заклю- чался на основе договора между мужем и женой. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону являлись дети обоих полов. Завещание могли составить как муж, так и жена. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах», и если слу- чались увечья, то за них следовало наказание. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа, была сожжена». Уголовное право в Древнем Египте отличалось пора- зительной мягкостью и лишь в весьма ограниченной сте- пени выраженным принципом талиона. Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием общего прин- ципа: обвинение и контробвинение должны быть равно- ценны (эквивалентны). Имело место характерное для мно- гих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу кото- рой был положен принцип равноценности и которая выра- жалась в форме требования справедливости и законности при определении юридической ответственности. Право Древнего Египта знало следующие виды право- нарушений: государственные (измена, заговор, мятеж, раз- глашение государственной тайны), религиозные (убийство священных животных, чародейство), против личности (убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного), против собственности (кража, обмерива- ние, обвешивание), преступления против чести и достоин- ства (прелюбодеяние, изнасилование). Применялись различные телесные и членовредитель- ские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. В Египте были организованы своеобразные тюрьмы, пред- ставляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них «царских людей». Судебное устройство в Древнем Египте недостаточно изучено. Суд на всех этапах исторического развития Древ- него Египта не был отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отно- шении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения — шести палат. Все судебные дела решались здесь коллегиально. В Древнем царстве функции местного суда сосредото- чивались в основном в общинных органах самоуправле- ния, которые разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах царскими судьями выступали номархи, носив- шие титулы «жрецов богини истины». Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников-судей осущест- влял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. В Новом царстве джати подчиня- лась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверен- ных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государ- ственными преступлениями, заговорами против него лично. Судебные функции выполняли также храмовые служи- тели. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиоз- ный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В указе фараона Хоремхеба (ХIV в. до н.э.) перечислены критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Юстиция в целом основывалась на двух принципах: незыблемого хранения привилегий царской власти и тра- диционных привилегий жречества. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государ- ственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Исследование доказательств производилось тайно. Судебный процесс носил обвинительный характер с уст- ными выступлениями сторон и письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы. Дача показаний осуществлялась после принесения присяги, известны случаи судебных пыток (битье палками) для понуждения к «говорению истины». Судопроизводство носило письменный характер. Реше- нию дел обычно предшествовали подача жалобы и ответ на нее, возражение на ответ и новое опровержение. Древние египетские правовые источники содержат четко выраженные формулировки, например, принципа тщатель- ной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. В одной из инструкций начала II тысячелетия до н.э. фараон наставлял чиновников, чтобы они судили в соответ- ствии с законом. Законность как атрибут правления упоми- нается и в документах других эпох. Применяя право, судьи должны были руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона еще, по-видимому, не существовало. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного совер- шения преступления. Так, фальшивомонетчикам отру- бали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка. К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетском правосудии.
Одной из наиболее древних цивилизаций, заложив- ших основы государственности, была шумерская.Период существования государственности шумеров охватывает около полутора тысяч лет. До сих пор неясно, откуда пришли шумеры — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Шумеры поселились в низовьях реки Евфрат, неда- леко от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разде- лялся здесь на многочисленные протоки — рукава, которые то сливались, то расходились вновь, и основой для земледе- лия было орошение полей. Население Шумера состояло из общинников, знати, име- лись рабы и другие зависимые люди. Значительную роль играли храмы, жречество. Храмы были центрами управле- ния всей жизнью людей. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались изме- рением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счет собранному урожаю. Именно храм управлял жизнью городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Люди, объединивши- еся вокруг храма, составляли храмовую общину. На протяжении многих веков Шумер не представлял собой единого государства, области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами. Существовали соседские общины, начавшие объединяться вокруг храмовых центров, в которых религиозно-идеологическая функция сочеталась с организационно-хозяйственной. Храмовые цен- тры стали развиваться в города. Несколько соседских общин входили в условный округ из трех-четырех городов, прави- тель которых организовывал ирригационные работы. Связи между объединениями городов больше походили на военный союз. Правители этих объединений называ- лись энси («господин сооружений»), некоторые прини- мали титул лугаля. Создавались и общинные коллективные органы (совет старейшин). Появлялась надобщинная адми- нистрация, в которую входили главный жрец храма, прави- тель и совет старейшин. Развитию надобщинной администрации способство- вала необходимость ведения ирригационных работ (города- храмы связывались сетью каналов). Города строили на вер- шинах холмов. В каждом городе был укрепленный дворец, в котором находился храм бога города и жили жрецы. Всего самостоятельных городов было несколько десят- ков, и между ними всегда шла борьба за влияние. Наиболее известными из шумерских городов-государств были Киш, Лагаш, Умма, Урук. Главы городов (энси, лугали) избирались народным собранием либо советом старейшин, что свидетельство- вало о пережитках патриархально-родовой демократии. По решению народного собрания они могли быть низло- жены. Энси занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строи- тельству храмовых, культовых сооружений. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Посте- пенно его власть становилась наследственной1. Возникновение городов-государств вместе с набира- ющими силу процессами социального расслоения затро- нули прежде всего две племенные группы, населяющие Южное Двуречье: шумеров и аккадцев. К концу III тысячелетия до н.э. различные племенные группы, населявшие Двуречье, окончательно слились, но сохранились названия основных его частей — Шумера на юге и Аккада на севере. Лидер одного из новых горо- дов — Саргон I (2340—2284 гг. до н.э.) постепенно под- чинил себе все города-государства. Произошло объедине- ние шумеров с аккадцами, и возникло Шумеро-аккадское царство. Саргон стал именовать себя «царем Шумера и Аккада». Саргон пытался осуществить политические и адми- нистративные реформы, которые позволили бы создать систему единоличного правления. Установление единовла- стия происходило в борьбе с родовой аристократией, опи- равшейся на советы старейшин. Опорой Саргона было жречество, он задабривал храмы дополнительными льготами и дарами, установив при этом контроль за храмовыми хозяйствами. Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совер- шать ритуал мнимого убийства одряхлевшего вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подмен- ный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнении с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника-«правителя», однако случилось несчастье: в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отме- нили.славляли царя, внушали подданным мысль о покровитель- стве его деяниям со стороны богов. Была создана социальная опора единовластия в лице новой знати, которая вытеснила родовую аристократию. Саргон поставил во главе городов-государств своих прави- телей, заменив наследственных энси. Его власть опиралась на сильную и постоянную армию, вооруженную дально- бойными луками. За службу воины получали земельные наделы из царского фонда. Образование централизованного государства дало тол- чок экономическому развитию, прежде всего земледелию, ремеслам, торговле. Была создана единая ирригационная система, построены дороги, порты, введена единая система мер и весов.
Государственный строй.Государственный аппарат представлял собой отла- женный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Не случайно шумеры традиционно изо- бражали рядом двух богинь: Нишану (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности). В Шумеро-аккадском государстве все строго учитыва- лось, фиксировалось, все деловые документы после реги- страции хранились в архивах. Чиновники превосходно знали систему учета, бухгалтерии, применяли начала алге- бры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тысячелетии до н.э. слогового письма. Грамотность имела широкое распространение даже среди простолю- динов. Значительного подъема Шумеро-аккадское царство достигло при внуке Саргона I Нарам-Суэне. Он суще- ственно укрепил деспотическую власть, поставив во главе всех городов своих сыновей. При этом он, как и дед, опи- рался на поддержку жречества, предоставляя ему много- численные льготы, возводя храмы. Не случайно жречество объявило его «богом Аккада». Успешны были его заво- евательские походы, он носил титул «царя четырех стран света». Однако впоследствии Шумеро-аккадское государ- ство потеряло свою самостоятельность. Затем вновь произошло возвышение Шумеро-аккад- ского царства. Политическая власть перешла к царю Ура — Ур-Намму (2047—2030 гг. до н.э.), который стал основате- лем III династии Ура.Государственный строй Шумеро-аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классиче- скую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь, обладавший неограниченной властью и носивший титул «царя Ура, Шумера и Аккада». Его власть легити- мировалась религией. Верховного правителя практиче- ски обожествляли. Царю воздавались различные поче- сти, был учрежден его культ. Жречество было подчинено царю. Усилению централизаторских тенденций способство- вало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с именем Бог в силу своей якобы избранности, наделенно- сти царственностью богами, что возвышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах царской власти — одежде, диадеме, жезле и пр. Города-государства полностью потеряли свою само- стоятельность. Вся страна была разделена на округа, кото- рые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю. Серьезную роль в государстве играла армия. В этот период армия была профессиональной и состояла из наем- ников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, полу- чавших за службу царский надел. Нашествие племен из Ирана, центробежные стремле- ния общинных объединений привели к краху Шумеро- аккадского царства. В 2003 г. до н.э., ослабленное внутрен- ней междоусобицей, оно прекратило свое существование под ударами племен эламитов. Затем царство было завое- вано кочевниками амореями. В XIX в. до н.э. Двуречье представляло собой множе- ство городов-государств, власть вождя-лугаля в которых выражалась в форме ранней монархии. Процесс станов- ления централизованного государства затянулся на сто- летия. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи, победив местных прави- телей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Междуречья — этап возвышения и господства Вавилона. Вавилоняне — народ, говоривший по-аккадски и образовашийся от слияния шумеров и аккадцев, — стали,таким образом, народом двуязычным1. Шумеро-аккадская цивилизация как политическая сила уже не возродилась, однако ее влияние распространилось на все месопотамские государства.
Шумеро-Аккадское право.В государствах Древней Месопотамии основными источниками права стали писаные законодательные акты, принятые по воле правителей отдельных царств. Первые царские надписи не были законами в прямом смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атри- бутом этих апологетических надписей становится утверж- дение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые реформы Уруинимгины, правителя цар- ства Лагаша, относящиеся к 2400 г. до н.э. В них говорится о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмо- вого имущества, на которое посягали прежние правители. Большинство правил устанавливало порядки неюриди- ческого характера в государственно-храмовом хозяйстве, гарантировало держателям наделов их права. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи между тем заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя. К их числу относятся древнейшие Законы царя Ур- Намму. Они включали в себя до 35 правил-статей, детально регламентировавших имущественные, семейные и трудо- вые отношения.Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, «установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры». Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы мер и весов (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гаран- тии новых справедливых порядков: «дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отда- ваем (во власть) человека мины (богатого)»1. Главная цель пролога, рассказывающего о справедливости и великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовреди- тельство в драке, разного рода оскорбления. Охранялись брачно-семейные устои: разрешалось безнаказанно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем состав- лялся специальный договор. В законодательстве проводились четкие социальные гра- ницы между рабовладельцами и рабами. Так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма свое- образное наказание — промывание рта водой с 1 кг соли. Законы Ур-Намму содержат статьи о вознаграждении за возвращение «человеку» (господину) его беглого раба (2 сикля серебра). Рабский труд был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. Эти и другие законы (Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы, правителя царства Эшнунны (начало II тыс. до н.э.) и др.) стали памятниками древневосточного права, отразив вместе с тем начало раз- вития права вообще. Судопроизводство осуществлялось на основе имею щихся законов. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назнача емые правителем. В общинах сохранялись общинные суды.
Вавилон.Крупнейшим и выдающимся по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древнева- вилонское царство. Вавилон, достигший своего социально- экономического и политического расцвета при царе Хам- мурапи (1792—1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, стал государ- ством-империей с государственной идеологией — культом единого бога, «царя над богами» — Мардука. Свободное население Вавилона состояло из граждан полноправных и неполноправных. Полноправные сво- бодные граждане («авилум» — человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они вла- дели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противо- поставлялись «мушкенумы» (покорные), лица более низ- кого социального статуса («падающие ниц», т.е. «бьющие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, определя- лась тем, что они не имели корней в общине1.
Население различалось и по профессиональному при- знаку. Первое место занимали придворные служащие, из которых выделялись царские телохранители и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю, различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других про- фессий занимали храмовые служащие. Жречество в Вави- лоне не сложилось в оформленное сословие, в администра- тивном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали купцы, предприниматели, ремесленники и поден- щики. Большей независимостью пользовались организа- ции некоторых «ученых» профессий, таких, например, как специалисты по «изгнанию духов», предсказатели буду- щего, врачи, писцы. Низший общественный слой составляли рабы. Рабы могли принадлежать царю, храму, частным лицам. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защи- той закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих вла- дельцев. При этом такие дети считались свободными. Кроме военнопленных и приобретенных за деньги рабов значительная часть этого социального слоя состо- яла из порабощенных и ставших бесправными свобод- ных лиц (например, преступников или несостоятельных должников)1. Характерно, что право оговаривало не столько бесправие раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения его прав. Дворцовый раб или раб мушкенума могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными. Дети, рожден- ные от свободного и рабыни, были также свободными, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана «за серебро». Свобод- ные дети раба наследовали половину его имущества, другая шла хозяину. Рабы впоследствии стали все чаще выступать в каче- стве земледельцев-арендаторов, наделенных хозяйствен- ной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право не только вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, но и владеть землями, домами, иногда значитель- ным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, нанимать для работы рабов и свобод- ных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истцов, ответчи- ков, свидетелей. Однако, несмотря на это, рабы оставались в жесткой зависимости от своих хозяев и были обязаны выплачивать им своеобразный ежемесячный оброк.
Гос.строй.Государственный строй Древневавилонского царства был схож с государственным строем Древнего Египта. В руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могуще- ство царя находило подтверждение в его титулах. Так, титул царя Хаммурапи звучал следующим образом: «мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы». Однако власть древнеегипетских царей нельзя однозначно назвать деспотической. Царь мог быть низведен до состояния обыч- ного человека, лишиться царственности в силу крайней опас- ности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, под- держке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к при- роде и олицетворяющим ее богам. Во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общин- ные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживавшие обществен- ный порядок. Полномочия таких органов были значи- тельно урезаны, но они сохраняли ряд административных,финансовых и судебных функций, а также функций по под- держанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держате- лями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.). Царь выступал главой большого управленческого аппа- рата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов правителя своим наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов. Как и в других древневосточных государствах, в веде- нии царя сосредоточивались и обширные хозяйственные полномочия: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы осуществляли функции царских аген- тов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников — государствен- ных контролеров. Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин. Некоторые самые древние и важные города (напри- мер, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобож- даться от налогов, трудовой повинности, военной службы. Сложными и противоречивыми были отношения между центральной властью и храмами. Храмы, опираясь на соб- ственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической неза- висимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены царю в административном и хозяйствен- ном отношении: он назначал жрецов и администраторов храмов, требовал отчета о хозяйственной деятельности. В системе государственных органов различали централь- ные и местные органы управления. Существовали намест- ники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов.При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воины стали получать наделы от царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение. В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалось «вечной». Профессиональные воины также выполняли полицей- ские функции. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Так, древневавилонские источники сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.
Право. Свод законов Хаммурапи.Эти законы были выбиты на большом черном базаль- товом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молит- венной позе перед богом вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст Законов. Текст разделен на три части. Первая часть — введение. После него следуют статьи Законов и, наконец, заключе- ние. Всего Свод законов насчитывает 282 статьи, касающи- еся отправления правосудия, защиты имущественных прав, торговых коммерческих операций, семейно-брачных отно- шений и др.Положения Свода были основаны на шумерийских судебниках, старом обычном праве, современном законо- дательстве. Для них характерны примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Сим- воличной, например, была ответственность за ряд престу- плений (например, отрезание груди у кормилицы, подме- нившей ребенка), формальный характер имела клятва. В Своде законов нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы, как правило, начинаются со слова «если», после чего следует описание конкретной ситуации, к которой относилась соответствующая юридическая норма. Нормы уголовного права чередуются с процессуаль- ными нормами, нормами, регулирующими имущественные отношения, и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала все же присутствует. В законах нормы права группируются по предметам правового регулирова- ния, а переход от одной их группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Кодекс Хаммурапи закреплял сословный строй государ- ства. Это, по существу, первый известный сборник законов, предусматривающий многообразие форм личной зави- симости. Так, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вави- лоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства. Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях при- водила человека в рабство, например в случаях, когда сын должника передавался храму или продавался за границу. При этом по общему правилу должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Срок отработки долга ограничивался тремя годами. Смерть от дурного обраще- ния заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора. В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому чело- веку, неравенство разделяло и свободных людей. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. В государстве существовали различные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные и частные земли. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, пере- давались за службу воинам, тамкарам (купцам, состоящим на царской службе), жрецам и т.д. Крупные землевла- дельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мел- кие — сами обрабатывали свою землю. Общинная земля находилась или в коллективном вла- дении (выгоны для скота, луга и пр.), или в частносемей- ном. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами на свой земельный участок, которые были близки к правам собственника. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи. Пере- дача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной. При отчуждении земли человек как бы оставлял после себя заместителя. Полноправие вавилонянина было напрямую связано с земельным наделом общинной земли. Он терял не только земельный участок, но и другие права, если поры- вал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца. Значительное внимание в Своде законов уделялось зем- левладельческим правам воина. Воинский надел полно- стью исключался из торгового оборота, всякая сделка отно- сительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялись права его жены и малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвра- щения к исполнению своих обязанностей. Согласно Законам Хаммурапи, подобный правовой режим распространялся и на дворцовое имущество, пере- даваемое за службу жрецу, купцу. Они могли продавать «за серебро» свое поле, сад, но на покупателя при этом переходили обязанности соответствующей службы. Свод законов Хаммурапи предусматривает отдельные виды договоров. Так, упоминаются различные виды договоров найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий (врачей, строителей корабельщиков) и наймом рабочих и рабов. Законы уста- навливали не только плату за наем вещей, но и ответствен- ность, наступающую в случае порчи или гибели нанятого имущества. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли поря- док оплаты труда этих лиц, а также их ответственность за результаты труда. Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Можно отметить, что законодатель стремился оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Договор продажи наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) заклю- чался в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недей- ствительной. В письменном договоре купли-продажи требовалось точно обозначить объект купли и удостоверить право соб- ственности продавца на него, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности, при продаже неот- чуждаемых царских земель, земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать завершенную сделку, зачастую обеспечиваемое специальной прибавкой к договорной цене. После оплаты вещи договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определен- ных обстоятельствах, например в случае преднамеренного сокрытия продавцом изъянов вещи. В Своде законов Хам- мурапи говорится, например, о продаже раба, страдающего эпилепсией: в случае обнаружения у раба этого заболевания в течение одного месяца договор мог быть расторгнут. В Своде законов Хаммурапи имеется ряд статей, регу- лирующих аренду пахотной земли. Плата за нее обычно равнялась одной трети урожая, а иногда и его половине. Долг мог быть погашен за счет имущества должника, отра- ботки долга самим должником, его женой, детьми. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Обычно он полностью выплачивал оговоренную сумму за аренду наперед. Значительное внимание в Своде законов уделено семейно-брачным отношениям. Жизнь человека в Древ- ней Месопотамии не считалась полной, если у него не было жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать их в качестве заложников за долги, тем не менее эта власть имела уста- новленные законом ограничения. Брак считался разновидностью договора, заключен- ного между будущим мужем и отцом невесты. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие ее согласия не были пре- пятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом семье невесты. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обруче- ния. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя — двойную выплату и того и другого. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог привести в дом наложницу или рабыню, чтобы получить возмож- ность зачать ребенка. С точки зрения права вавилонскую женщину во II тыся- челетии до н.э. нельзя было назвать полностью беззащит- ной, хотя в общественном сознании ее роль на протяжении долгого времени сводилась к тому, чтобы быть собственно- стью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торгов- лей. Она сохраняла право на приданое, имела право на раз- вод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. В основе мировоззрения вавилонян лежало безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, в том числе прелюбодеяния. Семья, в которой были дети, считалась в Вавилоне моно- гамной (сожительство с рабыней или наложницей не бра- лось в расчет). Верность жены обеспечивалась угрозой жестоких наказаний — женщину, изменявшую женщину бросали в воду (если муж ее не прощал). Однако и длящаяся измена мужа, который «уходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа в дом отца, забрав приданое. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на жену. Оправ- дывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвра- щения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны были «идти за своими отцами»1. Законы Хаммурапи регулировали и вопросы усынов- ления (удочерения) детей. Оно осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этого различия лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае — продолжение рода в бездетной семье, во втором — приобретение рабочих рук. Усыновление могло осуществляться только свободным мужчиной в отношении свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного, назначенного наслед- ником, с его семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог беспрепятственно вернуться к своим родителям. Приемные дети могли получить по наследству часть семейного иму- щества, если они работали в доме усыновителя. Был урегулирован институт наследования имеющимися членами семьи. Преимущественным способом наследова- ния являлось наследование по закону. В качестве наслед- ников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Сыновья традиционно получали наследство в равных долях. Дочерям выделялось приданое. Лишение сына наследства в Вавилоне было сопряжено с рядом трудностей. Так, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право. Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после его смерти наряду с сыновьями. Получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей опреде- ленного имущества при жизни.Как и другие древние кодификации, Законы Хамму- рапи не содержат общего определения понятия престу- пления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоя- тельств) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, однако можно заметить факт понимания законодателем различий между умышленным и неумыш- ленным преступлением, понятия соучастия в форме пособ- ничества, подстрекательства, недоносительства или укры- вательства и пр. Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был потерпевший: авилумом или мушкенумом. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышлен- ное, наказывается смертью преступника или его родствен- ника. Неумышленное нанесение раны в драке освобож- дало от наказания свободного человека. Особенно жестоко (немедленным сожжением) каралась кража на пожаре, сообщничество женщины в убийстве своего мужа влекло сажание ее на кол и т.д. Вместе с тем правовые источники свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуда, коллективной общинной ответственности, объективного вменения. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущества и против семьи. Среди преступлений против личности Законы выде- ляют неосторожное убийство. Довольно подробно в Своде законов регулируются случаи ответственности за причине- ние вреда здоровью (повреждение глаза, зуба, кости и т.д.). Везде при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпев- шего. К преступлениям против имущества Свод законов отно- сит кражу скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейм. К имущественным преступлениям также относились повреждение и уничтожение чужого имущества, в частно- сти затопление по нерадивости чужого поля водой из сво- его арыка или плотины, потрава поля скотом и пр. К преступлениям против семейных устоев относились: кровосмешение, распутное поведение жен, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу преступлений учитывались не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. Виды наказаний, предусмотренные Законами Хамму- рапи, были разнообразны. Основным видом наказаний была смертная казнь в самых различных ее вариантах (их было около 30). Вавилонское законодательство было осно- вано на принципе мести, что нашло отражение в ряде его знаменитых предписаний. Наиболее часто упоминаются положения о работающих на строительстве подрядчиках, которые настолько небрежно исполняли возложенные на них обязанности, что плохо построенные ими дома обва- ливались, нанося имущественный вред, а нередко и погре- бая под руинами жильцов. В этих случаях строителей уби- вали. Реализовывалась и примитивно понимаемая идея о наказании возмездием. Так, например, в случае гибели сына домовладельца умерщвлялся сын того, кто построил дом. Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки. Примечательно, что за неосторожное убийство человека во время проведе- ния тяжелой операции лекарю также отрубали кисть. Применялись сожжение, утопление, сажание на кол, членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание. Сурово наказыва- лись все имущественные преступления (смертной казнью, членовредительством либо огромным штрафом, много- кратно превышающим стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый и в случае неуплаты кото- рого наказание заменялось на смертную казнь). Жестоко карались такие преступления, как лжесвиде- тельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову». Главную роль в отправлении правосудия играли храмо- вые и общинные суды. В качестве судебного органа высту- пали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемые ими коллегии общинных судов. Упоминаются в источниках и царские суды. Существовало несколько судебных инстанций. Самые простые дела решались судьями, более сложные разбира- лись судебными коллегиями или самим царем. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и мушкенумов, осуществляли помилование по некоторым категориям дел. Для рассмотрения государственных преступлений, посягав- щих на существующий порядок или наносивших оскорбле- ние царю, созывались специальные суды. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничив в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общин- ных органов управления на разбирательство мелких право- нарушений, ответственность за которые регулировалась нормами обычного права. Учреждались особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных испол- нителей, судебных гонцов и писцов. Как по уголовным, так и по гражданским делам процесс был устным и состязательным. Дело начиналось с заявле- ния потерпевшей стороны, поэтому с речью потерпевшего начиналось обыкновенно и само судоговорение. Явку ответчика и других участников процесса в суд обе- спечивал потерпевший. Доказывание в суде было всецело частной инициативой. В качестве средств доказывания слу- жили свидетельские показания, ордалии1, собственная при- сяга. Судоговорение происходило публично, на паперти храма в форме своеобразного состязания (спора). Часть разбирательств начиналась с произнесения клятвы в сте- нах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. В затруднительных случаях при- бегали к клятвам перед статуями богов. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и веще- ственных доказательств. Важную роль в судебном разби- рательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация юридических фактов касалась торговых, брачных и других дел. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». В ходе ведения судебных процессов можно было проводить основательное исследование и уточ- нение фактов, имевших место в конкретной конфликтной ситуации. Судьям вменялось в обязанность судить спра- ведливо, и вынесенные ими решения не подлежали изме- нению. Судья, изобличенный в изменении своего решения, выплачивал штраф и отстранялся от ведения судебных дел. Под ордалиями понимается так называемый Божий суд, когда чело- веку, пытающемуся доказать свою правоту (невиновность), приходилось подвергаться испытаниям огнем, водой и т.д. Прошедший «с Божьей помощью» испытание объявлялся правым в споре (невиновны) Хаммурапи определил цель судопроизводства: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное право- судие, по торжественному заявлению правителя, возможно было осуществлять только на основе его указов и установ- лений. Законность и справедливость в понимании Хамму- рапи были равнозначными и тождественными. Не случайно за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления долж- ностных лиц, чиновников (в первую очередь судей) были введены жестокие наказания. За лжесвидетельство пола- галась смертная казнь, поскольку оно рассматривалось как оскорбление богов. Достижение справедливости в суде гарантировалось ордалиями для истца и ответчика, а также дифференциро- ванной системой штрафов. Судебное решение воспринима- лось как акт справедливости, который совершался как при помощи законов, так, иногда, и с участием богов (например, бога реки в случае испытания водой). Проверяемых бро- сали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Отметим, что этот необычный вари- ант истолкования невиновности контрастирует с обыкно- вениями других народов, у которых всплывший во время испытаний человек считался виновным (нечистым, гре- ховным). Приговоры по делам о смертной казни и членовредитель- стве приводились в исполнение немедленно и публично. Характерно также, что по некоторым преступлениям пред- ставители высших классов подвергались более суровому наказанию, чем низших. Судебный приговор или постанов- ление считались актами общественного значения.