Остро протекающая кантагиозная болезнь, характеризующаяся высокой лихорадкой, геморрагическим диатезом, воспалительно-некротическими изменениями слизистых оболочек пищеварительного тракта и системным поражением лимфоидной ткани.
Этиология. Возбудитель болезни — РНК-содержащий вирус из группы парамиксовирусов. Особенно сильно вирус поражает эпителиальные клетки слизистых и лимфоидные образования.
Патогенез. Заражение происходит аэрогенным и алиментарным путями. Проникнув в организм, вирус быстро обнаруживается в кровеносных и лимфатических сосудах. Токсическое воздействие его на сосуды обусловливает тяжелое поражение стенок сосудов, повышенную их проницаемость и появление массовых кровоизлияний, а проникновение в ткани — развитие дистрофических и некротических процессов. Особенно сильно поражаются эпителиальныеклетки слизистых и лимфоидных образований. Гибель животных обусловлена тяжелыми поражениями сосудов, некоторых паренхиматозных органов, ЦНС и ЖКТ. К этому присоединяется истощение на почве диареи и аутоинтоксикации в результате всасывания с эрозированной и изъязвленной поверхности кишечника токсических продуктов.
Патоморфология. В типичных случаях болезни картина вскрытия представлена геморрагическим диатезом и воспалительно-геморрагическим поражением слизистых ЖКТ. Кровоизлияния в виде петехий или экхимозов (а также полосчатые) обнаруживают на поверхности бедер, на слизистой конъюнктивы глаз, слизистой носа, глотки и миндалин. Кровоизлияния возможны по всей слизистой ЖКТ. Их нередко обнаруживают под капсулой селезенки, под эпи- и эндокардом. Изменения находят начиная с ротовой полости. На слизистой оболочке ротовой полости в области губ, десен, щек, твердого и мягкого нёба, корня языка находят серо-желтые узелки или диффузно расположенные, напоминающие сыр рыхлые массы, после отпадания которых образуются эрозии и язвы с неровными краями и кровоточащим дном. Эрозии и язвы возможны и в сычуге.
В тонком и толстом кишечнике обнаруживают признаки острого катарального воспаления. Пейеровы бляшки, солитарные фолликулы увеличены, нередко с фибринозным налетом, при удалении которого отчетливо выступает изъязвленная поверхность. Лимфатические узлы в состоянии геморрагического лимфаденита: увеличены в объеме, имеют неравномерный (мраморный) рисунок. На этом фоне находят очаги некроза. Селезенка, как правило, не изменена, за исключением размягчения пульпы. В отдельных случаях в грудной и брюшной полостях возможно наличие мутной жидкости с примесью крови. В легких иногда обнаруживают очаги лобулярной катаральной или крупозной пневмонии, редко — отек и интерстициальную эмфизему.
Диагноз ставят на основании эпизоотологических данных, симптомов болезни, результатов вскрытия и вирусологических исследований. В основу патологоанатомического диагноза должны быть положены изменения на слизистой ротовой полости и в тонком кишечнике. Чуму дифференцируют от злокачественной горячки, злокачественного ящура и вирусной диареи КРС, которые также протекают с поражением слизистых. Однако при злокачественной катаральной горячке на первый план выступают поражения слизистой оболочки носовой полости и придаточных полостей (гайморовой и лобной пазух) с распространением процесса на костные отростки рогов. Регулярно отмечают помутнение роговиц, кератит, ирит и скопление выпота в передней камере глаз, которые отсутствуют при чуме КРС. Злокачественная форма ящура протекает с типичными афтозными поражениями слизистой оболочки рта и изменениями в сердечной и скелетных мышцах, не регистрируемыми при чуме. От вирусной диареи КРС чуму дифференцируют на основании серологических, эпизоотологических данных и результатов биопробы.