Cтремление реформировать существующую театральную систему толкнула Немировича-Данченко на путь самостоятельного изучения методики преподавания, новаторской по тем временам, техники актерской игры. При которой актёры смогли бы справиться с внутренней психологией драматургии Чехова.
Более того, Владимир Иванович по-новому подошел к проблеме организации работы театра.
Владимир Иванович справедливо полагал, что режиссер – это главное лицо театра, которому всё и вся подчиняются. Только его «единая воля» может заставить театр переродиться и работать по-новому. По мысли Данченко режиссер – профессия трёхликая:
- Режиссер-толкователь (или режиссер-актер, режиссер-педагог). В этой ипостаси режиссер работает с актером как педагог, на своем примере показывая, как нужно играть. Правда, режиссер лишь показывает основу для игры, канву, общие характеристики. Актер, основываясь на показанном материале, выстраивает свой собственный образ.
- Режиссер-зеркало. В принципе эта сторона режиссера так же относиться к работе с актером. Режиссер должен уметь в нужный момент остановить актера, и указать на его ошибки. «Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтоб актер воочию увидел себя как в зеркале» [1. ]. Речь, прежде всего, идет о своевременной коррекции рабочих ошибок актера.
- Режиссер-организатор всего спектакля. Наверно эта функция режиссера единственная не нуждается в представлении, она и так ясна. Но, стоит отметить, что эта функция появилась ещё и потому, что раннее режиссер никакой особой роли и не выполнял в постановке спектакля. Максимум, что он делал – это намечал элементарнейшие мизансцены, выстраивал условную композицию спектакля. И то, затем актеры самостоятельно заканчивали работу, не нуждаясь в его рекомендациях. С появлением МХТ, режиссер в театре стал богом. Абсолютно всё проходило через его руки: работа с актерами, художником, композитором, рабочими сцены, мельчайшими и самыми малозначимыми работниками театра. Режиссеры, а в нашем случае это Станиславский и Немирович-Данченко, управляли всем, все им подчинялись. Попробуй, управлять таким огромным организмом, со своими отдельными желаниями, хотениями, проблемами. Это огромный труд, но поэтому МХТ и стал самым выдающимся отечественным театром.
Полноценное театральное представление имеет три стороны или три слоя, которые его образуют: социальный, жизненный и театральный. В своих рассуждениях о театре Владимир Иванович сетовал на то, что современные ему театрализованные представления и спектакли или социальны и жизненны, но не театральны. Или они театральны и жизненны, но не социальны. Или социальны и театральны, но не жизненны. За что отвечает каждый из этих слоев?
- Социальный – это слой идейно-тематический. Он включает в себя не только важные, злободневные проблемы, но и высокие философские идеи, на которые режиссер посредством спектакля предлагает порассуждать зрителю. Высокая идейность и площадная плакатность одновременно.
- Жизненный – этот слой Владимир Иванович считал самым главным. Потому что благодаря именно правде, (когда все переживания актеров полностью соответствуют жизненным и тем самым заставляют зрителя поверить в происходящее на сцене), рождается спектакль.
- Театральный или художественный. Это степень художественности, образности, символичности языка режиссера, актера и драматурга.
Автор разделяет такие понятия как театральность и театральщину. Какие существуют между ними различия? Театральщину ни с чем невозможно спутать: дешевые растиражированные режиссерские эффекты, актерское красование на сцене, засилье всевозможных штампов: актерских, драматургических, режиссерских и пр. - именно по этим признакам можно узнать «в лицо» театральщину.
Театральность видна, прежде всего, в продуманных режиссерских приемах, оправданной актерской игре, по глубоко продуманным идеям драматургии.
В своих рассуждениях Немирович-Данченко периодически порицал Станиславского в его чрезмерном увлечении натурализмом. По мысли Владимира Ивановича, реализм, в своей отточенности и простоте должен быть доведён до настоящего символизма, до художественного образа. Он и путь работы Художественного театра делил на три соответствующих этапа:
- Борьба со старым театром. Утверждение правды жизни на сцене, вместо формализма. «Для этого и возник художественный театр, призванный бороться со штампами, которые гордо назывались «традициями»».
- Осознание своих недостатков. Формирование Станиславским «Системы».
- Формирование нового Художественного театра. Где реализм наконец-то дошел, поднялся до художественного образа.
Владимиру Ивановичу приписывают формулировку нескольких терминов. Хотя, он сам и утверждал, что некоторые из этих понятий появились до него. Речь идет о «зернах».
«Истинно говорю Вам, если пшеничное зерно, которое падает на землю, не умрёт, то останется одно, а если умрет, то даст много плода». Именно эту евангельскую цитату Немирович-Данченко приводит в качестве примера, для объяснения сути термина «зерно роли».
«Если актер воспринимает замысел автора в полной чистоте, напрягая все силы, чтобы не изменить в нём ни одной черты, боясь приложить к нему малейшую самостоятельность, (…) – он поступает в высшей степени добросовестно относительно автора, но совершает грех перед собой, пред своей артистической личностью. Зерно не умрет, но останется одно. Для того, чтобы от зерна, заброшенного в душу актера, появилось настоящее, новое создание искусства, авторский замысел должен умереть в душе актера, как простое пшеничное зерно должно умереть в земле» [2.146]. С одной стороны актер в своей работе над ролью должен пойти дальше нарисованного автором образа. Актер должен насытить его жизнью, красками, привычками, страхами и мечтами, объемностью. С другой стороны, зерно роли определяет всю последующую работу над образом, являясь своеобразной отправной точкой. Так как при работе над ролью, первоначально определяют именно зерно. Зерно роли – это те мотивы поведения персонажа (один или два), которые объясняют, обобщают, все его поведение. Например, Гоголь в «Мертвых душах» прямо говорит о Чичикове, что тот по своей сути приобретатель. Главное его желание, и соответственно, зерно роли для актера – приобретательство. Приобретательство денег, связей, «полезных» знакомых и пр. Но, опять же образ Чичикова у разных актеров будет так же разным. Поскольку каждый отдельный актер видит его «приобретательство» по-своему.
Кроме зерна роли, так же существует зерно спектакля. Последнее зерно напрямую влияет на зерно роли. Зерно спектакля – это главный конфликт спектакля. На, основе, которого строиться вся драматургия.
Термин «второй план» по своей сути близок к понятию «подтекста». Только они затрагивают разные стороны. Если подтекст отвечает за внутренний, скрытый, истинный смысл слов героя, то второй план за его верное самочувствие; те его истинные мотивы, которые он, возможно, скрывает от окружающих; всю его внутреннюю жизнь.