В этом вопросе можно выделить одну из главных специфических особенностей реж. ТПиП– Отсутствие изначально заданной драматургии.
Каждого деятеля в своей сфере можно назвать художником, который всегда смотрит на окружающий мир сквозь душу, культуру воспитания, оценочное отношение к миру. Еще Товстоногов Геор.Алек., оставивший своим творчеством огромный след в современной режиссуре, отмечал, что искусство не есть адекватное отражение жизни. Искусство- это художественное осмысление реальности, выраженное в эмоционально-чувственных формах теми худож-выраз. средствами, кот. владеет деятель. Искусство мыслит образами, цепью ассоциаций. Ассоциация означает связь между представлениями, при которой одно представление вызывает другое. Художественно-образный язык помогает сказать то, что не скажешь словами и что шире и глубже слов. Мышление образами, цепью ассоциаций называют эйдетическим мышлением. Человек с художественным мышлением мыслит не словами, а своим виденьем и чувствами. Уже на начальном этапе, создавая сценарный каркас, режиссер продумывает процесс соединения разрозненного материала для эмоционального раскрытия мысли. Только с таким мышлением он способен соединить, казалось бы, несоединимое в нечто целое, что может стать волнующим для зрителя.
Монтажный метод мышления– это технологический и творческий процесс соединения отдельных средств выразительности в единое идейно-художественное целое. Результат в соответствии с замыслом достигается с помощью творческого монтажа, где режиссер пользуется различными выразительными средствами (музыка, стихи, танцы и т.д.), за него отвечает сам режиссер. Технический монтаж– это смена кусков представления. Он необходим, т.к. действие происходит прямо на глазах у зрителей. И за этот монтаж отвечают специальные службы или помощники режиссера.
Творческий монтаж делится на несколько видов:
- последовательный
- параллельный
- контрастный
- с перебивками
- ассоциативный
- монтаж аттракционов
У каждого художника свое мышление и свой язык его передачи. Режиссер с помощью монтажа дает импульс для «додумывания» полученной информации. Еще Дени Дидро, французский писатель, теоретик, подчеркивал, когда писатель пишет, а художник рисует, то пусть они оставят пищу для фантазии и размышления воспринимающим их. Монтаж помогает соблюсти чувство меры. С его помощью можно заменить длинный поток информации более лаконичным.
Основные функции монтажа:
- объединение разного материала в единое целое
- способ выражения мысли автора
- эмоционально-выразительная подача информации
- замена длительного фрагмента коротким
- создание необходимого темпо-ритма
- организация зрительского восприятия
- разнообразие формы сюжета
- конкретизация композиции сценария
Монтаж это не просто сбор материала в логической последовательности, это механизм пробуждения чувственной мысли у зрителя.