Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке.
Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Но в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется.
По мнению режиссёра Алексея Федорченко в России снизилось качество кинообразования. Павел Лунгин отмечает низкую изобретательность сценаристов.
Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино.
В 2000 г. состоялся дебют Андрея Звягинцева как режиссёра. Канал Ren TV презентовал дебютные кинокартины начинающего сценариста-постановщика. Через 3 года на экраны вышел полнометражный фильм «Возвращение». Живой сюжет был направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности. Но неблагоприятные прогнозы не сбылись и Звягинцева назвали феноменальным режиссером. С успехом проходят картины «Изгнание», «Елена», «Левиафан» (предлагали не допускать в массовый прокат).
Александр Сокуров. Уже в первых фильмах Сокуров стал смешивать документальную съемку со сложной композицией, несущей определенную смысловую нагрузку. Эта особенность его киноязыка отразилась в игровом фильме “Дни затмения”(1988), вошедшим в состав 100 лучших работ столетия по версии Европейской кино-академии. Пиком новаторства является не имеющий аналогов в мировой практике фильм “Русский ковчег”(2001), снятый за 1 час 27 минут одним кадром, т.е. без применения монтажной склейки. Репортаж о призраках Эрмитажа. Его кино – это чтение поэтической прозы, сотканной из символов и метафор. Несмотря на экспериментальные съемки в его работах сильна традиция, заложенная великими мастерами прошлого. Сочетание документального и игрового кино стало знаковой и отличительной чертой его работ. Это то кино, которое может раскрыть сложные проблемы человеческой души, мира и войны, связи поколений.