После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп.
Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след.
Долгие годы образ Октября 1917 года был весьма одноплановым, упрощённым. Он был монументально героическим, односторонне политизированным.
Но помимо произведений, воспевающих революцию, была и другая литература и иные образы, которые приводят нас к выводу, что и побеждённые, изгнанные на чужбину тоже любили Россию.
Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.
Пролетарские культурно-просветительские организации возникли незадолго до Октябрьской революции. Они имели своей целью выработать новую пролетарскую культуру, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.
Пролеткульт существовал при Наркомате просвещения с 1917 по 1923 год. Идеологами Пролеткульта были А. Богданов, А. Гастев, В. Плетнёв.
«Кузница» - московское литературное объединение, существовавшее в 1920-1923 гг. Первоначально оно состояло из пролетарских писателей, вышедших в 1920 году из Пролеткульта. В «Кузницу» входили В. Кириллов, М. Герасимов, В. Александровский, В. Казин. Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным направлениям – символизму, футуризму, имажинизму. Главный мотив лирики поэтов «Кузницы» - идеализация труда и пролетариата, металла и машин.
«Скифство» - особая историко-философская концепция, духовное братство, объединившее А. Блока, А. Белого, Н. Клюева. Эту концепцию излагал критик Р. Иванов-Разумник. Он видел в русском народе дух свободы, вольности и простора, приветствовал революцию как скифский вихрь, натиск, бурю. Скифство – это скрытая, непроявленная душа русского народа, крестьянства.
ЛЕФ (Левый Фронт Искусств)- 1922-1928 г. Входили В. Маяковский О. Брик В. Арбатов Н. Чужак В. Каменский А. Крученых Б. Пастернак. Осн. концепция: Пропаганда союза искусства с производством, вера в технический прогресс, утверждение литературы факта, репортажа, монтирования документов вместо художественного вымысла.
"Перевал"- 1923-1929 г. Входили А. Воронский (критик, лидер группы) А. Весёлый М. Голодный М. Светлов Э. Багрицкий А. Платонов И. Катаев А. Малышкин М. Пришвин. Осн конц: Свобода писателей от социального заказа, право автора на выбор темы и жанра произведения, борьба с нормативным «управляемым искусством».
Конструктивизм- 1924-1930 г. Входили К. Зелинский И. Сельвинский В. Луговской В. Инбер Б. Агапов Е. Габрилович. Осн. конц: Стремление к фактам, цифрам, к деловой речи, цитатам из документов; подчинение образов и темы произведения его форме, конструкции. В какой-то мере это повторение концепции ЛЕФа.
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства)- 1926-1931 г. Входили Д. Хармс А. Введенский Н. Заболоцкий Е. Шварц. Осн. конц: Пародийно-абсурдное изображение действительности.
Многие поэты и прозаики существовали помимо этих группировок – как в СССР, так и в эмиграции. Трудно было прикрепить к какой-то школе О. Мандельштама, А. Ахматову, М. Зощенко, А. Грина, М. Цветаеву.
Раскол произошел по идеологической, политической причине. Но в большой исторической перспективе, в которой проверяются художественные ценности, идеология и политика не столь уж важны. Достижения литературы XX века могли бы быть гораздо выше, имей она нормальные условия развития или хотя бы такие, как в предыдущем столетии.