После октябрьской революции произошло тотальное изменение и роли писателя в обществе, типа писателя, самой литературы. Литература разделила тагическую судьбу страны. Несмотря на идеологическое давление литература с первых же послереволюционных лет развивалась потоками и литературный процесс был многомерным. В ней можно выделить 3 основных направления:
1) Лит-ра русского зарубежья
2)Лит-ра андеграунда (внут. эмиграции, потаемная лит-ра, запрещ. лит-ра)
3)Русская советская лит-ра приемущ. социалистич. реализма.
Эти направления развивались параллельно и почти не пересекались, что сказалось на особенности каждого из них. Лит-ра русскоо зарубежья утатила связь с родной повой, современностью и потеряла своего читателя. Ведущими темами в ней были: русская история, тема революционного времени.
Литература андеграунда развивалась подпольно, под запертом, она выработала свой особый стиль и эзопов язык. При первой возможности эта лит-ра утекла на запад и не смогла вписаться в посл перестроенную Россию. Но больше всех пострадала официально признанная советская литература, т.к. она оторвалась от мирового литературного процесса, пыталась установить свои собственные законы и потерпела большую неудачу.
После революции произошло размеживание в писательской среде. Прежде всего это коснулось тех старых писателей, которые вошли в лит-ру еще до революции. Одни из них сразу приняли новую власть и пошли на сотрудничество с ней. Это Мояковский, Брюсов, Серафимович.
Друге писатели заняли открытую враждебную позицию. Их осознанным выбором была эмиграция (Бунин, Гипиус, Миришковский и др.)
Было много тех, кто колебался, боялся эмиграции и надеялся найти свое место в новой жизни.
Евгений Замятин уехал в 1931 г. До самой смерти сохранил советский паспорт.
А.Толстой уехал в 1919г., но жить за границей не смог и вернулся в советскую Россию.
Но все-таки, писатели принадлежавшие к тадиционной литературе , воспитанные серебряным веком, уже не могли занять ведущего места в новой советской лит-ре.
Появился новый тип писателя. Он был рожден новой действительностью. Он пришел в лит-ру с фронтов гражданской войны со своим уникальным жизненным опытом и рассказал свою правду жизни. Такой писатель был плохо бразован, не начитан, но был очень востребован такой же как он, массовой аудиторией. Новый тип писателя попал в сложную ситуацию, нужно было учиться осваивать культурное наследие. Примером может служить Фадеев. С другой стороны писатель нового типа мог потерять своего малограмотного зрителя.
После революции начали складываться новые писательские амплуа. Они были и у писателей серебряного века.
Всеволод Вишневский- создал образ матроса.
Александр Глин- взял образ Крымского "отшельника, бегущего по волнам "Алые паруса" ".
Андрей Платонов- образ юродивого. Писал не понятно.
Булгаков- писатель-аристократ. Показывал, что ориентирован на русскую классику, русский аристократизм.
Резко меняется и сам читатель. В XX в. на исторической арене появляется совершенно новый субъект истории- масса. Писатели XX в. очень по-разному к ней относились и относятся.
А.Блок боялся и видел в этом кризис гуманизма.
Д,Миришковский призирал и называл их грядущим хамом.
К.Чуйковский видел угрозу и опасность.
Эта черта только усилилась в литература кон. XX- нач. XXI в.
Сразу после революции на 1 место выходят: публицистика, лирика. драматургия.
В 1921 г. появляются первые романы: Владимир Зазубрин, роман " Два мира".