Подобно дьяковской церкви Покровский собор – совокупность храмов-столпов, т.е. несколько церквей, составляющих единое целое.
Замысел этого храма принадлежит царю Иоанну Грозному. Он замыслил, чтобы в новом храме было несколько престолов (алтарей), посвященных святым, на дни памяти которых приходятся основные победы Казанской кампании.
Всего Грозным было определено – 8 церквей, которые составили бы единый собор.
Зодчие – псковские мастера – Барма и Постник (клички). Но зодчие изменили замысел царя: не 8 , а 9 церквей они объединили в единый комплекс.
Почему мастера избрали не 8, а 9 архитектурных объемов?
Композиция комплексного собора:
- Центр – шатровый храм Покрова Богородицы, самый высокий (по его названию – название всего собора - Покровский).
- От центра по линии запад-восток – храмы-приделы: Входа в Иерусалим (на западе) и Троицы (на востоке). Эта линия – главные храмы.
- От центра по линии юг-север – храмы-приделы в честь святых, точно такой же формы, как западный и восточный.
- Между ними на углах – 4 маленьких храмика.
В целом – композиция расположения храмов представляет собой соединение двух крестов – один прямой (по сторонам света), другой косой, по диагонали от центра. Все вместе – восьмиконечная звезда.
План храмового комплекса повторяет план-основание центрального шатра.
3 основные архитектурные формы Покровского собора:
- 4 восьмигранных столпа (одноглавые храмы-башни) – прямой крест композиции.
- 4 кубических храма (тоже одноглавые) – диагональный крест композиции.
- Центральная башня – шатер.
- Собор имеет подклет (крыльцо-галерея на западной стороне), как и Вознесенская церковь в Коломенском.
Семиотика храма.
Покровский собор – это образ города.
Башни-столпы Покровского собора напоминают колокольно-дозорные или крепостные башни города = своего рода укрепления святого города. Придел Входа в Иерусалим изображает надвратную башню. Рядом с башнями-столпами – храмы простых горожан. Центральный же храм-шатер подобен главному городскому собору, кроме того, он - небесная, божественная сень, защитный покров, распростертый над городом.
Покровский собор был задуман не только как памятник в честь исторического события. Он был создан как образ сошедшего на землю Небесного Иерусалима. Именно так – Иерусалимом его называли в 16 веке, о чем сохранились свидетельства посещавших Москву иностранцев. Не случайно западный придел, который традиционно служит входом в храм, назывался «Входоиерусалимским».
Главный шатровый храм Покровского собора, действительно, мог быть сориентирован на ротонду Гроба Господня иерусалимского Воскресенского комплекса. Такая ориентация была обусловлена державной политической идеей «Москва – третий Рим» и мессианской идеей, согласно которой Русь – хранитель истинной веры, центр православной святости, т.е. «Москва – Новый Иерусалим», священная держава (праведное царство), спасение миру.
Покровский собор – апофеоз этих идей.