Новая архитектурная форма утверждается во второй половине 16 века при царствовании Иоанна Грозного, первые памятники нового стиля были непосредственно связаны с его биографией.
Это храмы-памятники или храмы обетные, то есть выстроенные в честь памятного события.
1. Церковь Вознесения в с. Коломенском (1530-1532 гг.) – в честь рождения у царя Василия наследника. Эта церковь – памятник рождения Иоанна Грозного.
2. Церковь Иоанна Предтечи вс. Дьяково (1547 г.) – памятник венчания Грозного на царство.
3. Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) (1555-1561) – храм-памятник в честь взятия Казани и Астрахани.
Церковь Вознесения в с. Коломенском – первый шатровый храм.
Этот храм генетически связан со Спасским собором Спасо-Андроникова монастыря, он завершает складывавшуюся веками пирамидальную структуру и стремление к столпообразности.
В создании абсолютно законченной пирамидально-центрической структуры решающую роль сыграл шатер.
3 основных элемента шатрового храма:
- четверик
- восьмерик
- шатер
Составные элементы архитектурной формы церкви Вознесения в Коломенском:
1. Подклет – или подиум = приподнятое основание храма, своего рода постамент. Выполняет функцию крыльца и двухъярусной галереи-гульбища.
2. Основная часть:
- четверик с выступами-притворами, восточный выступ = апсида, в плане – соединение квадрата и креста. Выступы везде одинаковы. Все угловые части имеют мощные столбы, вся нижняя часть – группа столбов-опор.
- на четверике - восьмерик = восьмигранная (центрическая форма). С помощью угловых выступов квадрата крест плавно переводится в круг.
- шатер с главкой.
Декор церкви Вознесения:
Четверик – вимперги, треугольники-стрелы. Ордерные пилястры с капителями.
Восьмерик – снизу: ступенчатая система декоративных закомар с килевидными архивольтами, сверху: пояс малых закомар = кокошников с такими же килевидными архивольтами. Пилястры того же ордера.
Шатер – сетка ромбовидного орнамента.
Храм прочно связан с почвой, внизу архитектурная форма подклета распространяется вширь, но уничтожается ощущение огромной массы (храм не кажется приземленным и тяжелым)
Общий вертикализм храма-столпа, вимперги, высокие узкие окна и стрельчатая форма закомар – это, по мнению некоторых ученых, своеобразный «готицизм», воплощающий воспарение духа над бытом (Г.К.Вагнер).
Однако нет абсолютной, как в готике, устремленности ввысь. Вертикализм сдерживается –Горизонтальными поясами закомар, горизонтальными полосами капителей, сеткой шатра.
Семиотика храма.
По-мнениюМ.А.Ильина, вшатровой архитектуре воплощена идея осенения внутреннего пространства шатром = небосводом, божьей благодатью.
Т.о. церковь Вознесения в Коломенском = церковь-, воплощающая идею богоизбранной и богохранимой царской власти. Шатер связан с Идеей единого русс гос-ва с единой династией во главе.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Церковь представляет собой пять восьмигранников, составленных вместе. Они одинаковы по форме, но разные – по размеру: четыре относительно небольших восьмигранника расположены по диагональным граням большого центрального восьмерика. Все объемы самостоятельны, но соединены между собой низкими галереями, а на востоке – апсидой.
Центральный восьмигранник выполняет роль центрального нефа, он посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи, что отвечает дню именин Ивана Грозного.
Четыре боковых восьмигранника – это приделы. Ранее, в монолитном храме – приделы = боковые нефы.
Заметим, что у центральной церкви глава (купол), а не шатер.
Декор церкви.
Восьмерики имеют ярусную структуру – отчетливо выделяются 4 яруса, снизу вверх:
- восьмигранная форма разделена на 2 яруса выступами карниза и расчленена филенками.
- Над восьмериком – ступенчатая система закомар-кокошников – полукруглых и треугольных.
- Из «лепестков» кокошников вырастают «плоды» глав. Широкий барабан центрального столпа украшен рядом двойных ниш и полукруглыми выступами. Ярус барабана выглядит – продолжением башеннообразного столпа.
Заключение.
Шатровая архитектура развивалась примерно на протяжении века, в середине 17 века (в 1652 г.) она была запрещена (патриархом Никоном): указание о строительстве «А чтобы верх на той церкви был не шатровый» - после постройки церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).
Причина запрета: шатер и восьмерик превращаются в декоративную надстройку. Утрачивается значимость внутреннего пространства (шатер – мало похож на небеса). Пространство шатрового храма – узкое, тесное, почти для одного человека (человек в церкви – «один как столп»). Храм теряет функцию собора = связи, единения людей.
Но шатровые формы сохраняются – в колокольнях, звонницах, на вратах.