пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


28 Централизация и регламентированный характер культуры Москвы в XVI веке. Идеология и символы абсолютистской власти: «Шапка Мономаха», «Москва - Третий Рим». Культурная изоляция от Запада.

В связи с образованием Московского государства на передний план выдвинулись вопросы самодержавной власти, места и роли церкви в государстве. 15в. освободил Русь от опеки политической и духовной. Политическая от монгола – татар, а духовная от Византии.

В 16в. Централизация на всех уровнях. Централизация власти – новые титулы Московского государя: царь, самодержиц. (Иван Грозный первый царь и самодержиц всея Руси.) Соединяет традиции Византийской теократии и восточной государственности.

В 1547г. был коронован шапкой Мономаха (один из основных символов эпохи). Основная идея о происхождении династии от  римского императора Августа, будто бы Рюрик из этого рода. Передача царского венца (ш. Мономаха) византийским императором Константином Мономахом Владимиру Мономаху.

    Обоснованию мирового значения образованного государства призвана была служить уже не раз упоминавшаяся идея о Москве как "Третьем Риме", сформулированная псковским монахом Филофеем. Согласно теории Филофея, два мировых центра христианства - Древний Рим и Византия - пали вследствие отступления от "истинного" христианства; Москва, отвергшая Флорентийскую унию, является единственным центром "истинного" христианства и законной преемницей Древнего Рима. Идея о Москве как "Третьем Риме", обосновывающая богоизбранность Русского государства, проповедовала изоляционизм, неприятие всего нового, прежде всего иноземного, как чуждого "истинному" христианству. Исключительное значение церкви подчеркивала новая версия о происхождении русского христианства прямо от апостолов, минуя греческое посредничество. Происхождение от греческой церкви казалось теперь недостаточно почетным.

Регламентация церковной жизни произведена в 1551г. Московский церковный собор «Стоглав».  Вопросы царя – ответы собора по поводу веры. Это был устав утверждавший церковную идеологию.
     в первой трети 16 в. на территории Руси окончательно сложилось единое централизованное государство, которое стало национальным достоянием, персонифицируемым с личностью обожествляемого харизматического лидера - царя.

 

 


29.06.2014; 12:33
хиты: 463
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
наука об азии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь