В самой Москве не сохранилось цельных памятников конца XIV – начала XV веков. Лишь остатки стен и фундаменты, на которых возведены поздние московские храмы – пышные и нарядные.
Все сохранившиеся здания этой эпохи – в Подмосковье. Все они выстроены по заказу Юрия Звенигородского (Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского, крестника Сергия Радонежского).
1. Успенский собор г. Звенигорода. Сравним его с храмом Покрова Богородицы на Нерли.
Сначала восстановим первоначальный вид – прежде всего, - перекрытие: изначально оно не четырехскатное, а позакомарное. Как и церковь Покрова на Нерли, звенигородский храм четырехстолпный, одноглавый, без нартекса. Три высокие апсиды, расчлененные валиками-тягами. Сходным образом оформлены фасады, см. снизу вверх: цоколь, перспективно углубленный портал, полуколонка на лопатке, пояс, позакомарное перекрытие, постамент барабана.
Успенский собор. храмом Покрова Богородицы на Нерли
Отличия: Щипцевидные (или килевидные) архивольты портала и закомары. Пояс – ленточный, а не аркатурно-колончатый.
2. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.
Троицкий собор задуман игуменом Никоном как храм-мавзолей над могилой Сергия. Идее мавзолея более соответствовала горизонтальная протяженность здания. Отсюда – понижение высотности четверика (по сравнению с владимирскими храмами).
Сохраняет свою актуальность стена (как в ранних владимирских храмах), стена = знак монолитного единства храма, это впечатление усиливают узкие, щелевидные окна, число их минимально.
В то же время стена строго организована с помощью тройного членения как по вертикали, так и по горизонтали:
1. По вертикали – как обычно, стена членится фасадными лопатками. Заметим: эти лопатки уже можно воспринимать пилястрами (они увенчаны капителями, имеют базу). Пилястры = начало ордера. Завершенная форма должна иметь начало и конец.
2. По горизонтали – 3 яруса, образованные широким декоративным поясом-фризом и заметным выступом, отделяющим закомары от четверика (3 ярус – лишь чуть намечен).
Г.К. Вагнер заметил, что членение стены по горизонтали приближается к пропорциям этажа гражданского здания (фасад = напоминает палаты).
Высказывалось предположение, что в строительстве этого собора мог принимать участие Андрей Рублев. Г.К. Вагнер считает, что это предположение следует отвергнуть. Аргумент: в храме есть противоречие, не отвечающее Рублевскому чувству гармонии. Попробуйте увидеть, в чем здесь нарушена гармония?
А). Противоречие между горизонтальностью (палатностью) фасадов и башеннымвертикализмом, возникающим за счет ступенчатой системы закомар и высокого на постаменте барабана (снова – впечатление Столпа, вырастающего из центра четверика!)
Б). Нарушено конструктивное соответствие между барабаном и фасадом: барабан заметно сдвинут в сторону апсид, на восток. Поэтому – вертикальные членения стены (пилястры) не отвечают внутренней структуре храма (местоположению подкупольных столбов).
Но зато появилась возможность симметрично уравновесить боковые прясла фасада.
По мнению Г.К. Вагнера, Троицкий собор ассоциируется с личностью Сергия: простота, безыскусность, строгость, твердость, человечность. Добавим – Сергиево чувство меры – ясность, опоясанность = обуздание страстей, духовная сдержанность (духовная прохлада, в отличие, например, - от псковской теплой душевности, домашности).
Симметрия фасадов Троицкого собора заставляет вспомнить ренессансный стиль. Ренессанс – с его стремлением к рациональному порядку и к простоте – без излишеств.
Ранний московский архитектурный стиль. Общая характеристика.
1. Исходная традиция, на которую ориентируется ранняя московская архитектура – владимирский храм. Перечислим черты владимирского стиля снизу вверх:
- Цоколь
- Перспективно углубленный портал
- Пояс
- Узкие щелевидные окна
- Полуколонки на пилястрах (Звенигород, Саввино-Сторожевской храм)
- Позакомарное перекрытие
- Постамент барабана
- 3 высокие апсиды (расчлененные валиками-тягами в Успенском соборе Звенигорода, и у Саввино-Сторожевского храма)
2. Преобразование владимирского архитектурного образа, новые черты:
- Щипцевидная (килевидная) арка вместо полуциркульной (портал, закомары)
- Ленточный пояс – вместо аркатурно-колончатого (на Успенском соборе Звенигорода пояс сербский, в основе его узора – восьмерка – символ бесконечности)
- Горизонтальная протяженность, кубическая основательность четверика
- Заметно выраженное противопоставление горизонтальности фасадов и высокого на постаменте барабана, создающего башенный эффект. Резкая вертикаль композиционного центра храма = Столп-башня.
- Начало ступенчатой системы закомар, отсюда:
- Монолитный низ храма (стена – единое тело) и раздробленный верх = составная форма.
Преобразование владимирского архитектурного стиля осуществляется за счет обращения к национальным архитектурным традициям. Вкусы Москвы – почвенные, исконные.