Кон.XIV и начало XV в.— эпоха «крутого подъема, время разнообразного и напряженного творчества, время интенсивного сложения русской национальной культуры.
Московские, новгородские, тверские, псковские, владимирские зодчие, живописцы, писатели соединяют в общем труде свои знания и художественные навыки. Формирование русской национальной культуры. Этот культурный подъем проходит во всех областях под знаком возрождения градаций эпохи национальной независимости, под знаком собирания всего наследия Киевской Руси—наследия политического и культурного. Древний Киев и его князь Владимир I Святославич становятся в сознании русских людей представителями Руси: страны и народа. Именно в этот период складывались своеобразные черты русской государственности, русской культуры, русского характера.
Основные тенденции эпохи Предвозрождения. Золотой век древнерусской культуры. Конец 14-начало 15 в.)
- Социально - политическая – собирание земель вокруг единодержавия Москвы. Если не обретение, то предвкушение свободы, начало пути к ней.
- Духовная – рост религиозного самосознания личности. Отсюда - монастырское движение – обновленное под влиянием пришедшего из Византии исихазма. (-внутр.дух.ресурсы в личности).
Объединяющая роль Москвы приводит к новому взгляду на московских князей каж на защитников интересов русских княжеств. Создается представление о служебном по отношению к народу характере власти великого князя.
Предвозрожденческий интерес к человеку на Руси – внутри христианства. Человек как индивидуальность, личность – не альтернатива христианства, а его возможность.
Можно сказать, что главный смысл раннего европейского Возрождения – это «очеловечивание» христианства. Осмысление человека как образа и подобия Божия. Утверждение «внутреннего христианства» («Царство Божие внутрь вас есть»).
Русь эпохи Предвозрождения:
- Формирование национальных и местных свойств культуры.
- Вера – не система догматов, не обряд, а внутреннее переживание Бога (= состояние духа и души).
- Пробуждение «внутреннего христианства» обусловило перемещение художественной культуры из области чистых идей в сферу чувств и житейского существования человека. Внедрение христианства в повседневную жизнь человека.
Идеал человека эп.Предвозрождения задан утвердившимся на Руси кенотическим типом святости (кенозис = нисхождение, добровольная жертва, самоотречение»). Божественное в человеке, как поняли на Руси, – это Любовь, Сострадание, Жертвенность. Самоумаление (смирение) – перед волей Бога (как Христос – накануне Голгофы: да будет воля твоя – не моя). Архетип – Христос Голгофы: идея воскресения души через смирение и жертву.
Осн.памятники ,отразившие дух Предвозрождения
- В лит-ре: «Куликовский цикл повестей»
- В арх-ре: Уличанские храмы Новгорода и Пскова. Ранний христ.храм.
- В живописи: Расцвет монументальной живописи и иконографии: Новгор., Псков. И Московская.(Феофан Грек, Андрей Рублев)
Новое в быту и нравах:
- отходят в прошлое языческие верования и обычаи, столь распространенные в XI—XIII вв.
В XIV—XV вв. постепенно складывается семейный быт русского народа с сильною властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV вв.
Новым, характерным явлением для эпохи интенсивного роста значения человеческой личности была дружба.
Живая человеческая личность стоит в центре внимания литературных произведений.
Под воздействием церкви начиная с XIV в. замечается значительное смягчение нравов.
От второй половины XIV и на всем протяжении XV в. идет интенсивный процесс сложения национального быта в различных слоях общества. Этот процесс связан, с одной стороны, с отходом от языческих пережитков, с сильной христианизацией всего уклада жизни, а с другой — идет параллельно созданию великорусской народности.
Это не Возрождение, так как оно носит еще.взначительной мере религиозный характер, связано с позднеготическим мистицизмом, с позднеготической эмоциональностью и экспрессивностью. Это движение еще не противостоит средневековью» Религиозное начало не оттесняется
на второй план, как это было в западноевропейском Возрождении. Напротив, Предвозрождение развивается в пределах религиозной мысли и религиозной культуры.