Почти все уличанские храмы одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Вместо него на западной стене паперть -крыльцо перед входом.
Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более парадный.
Уличанский храм – храм для узкого круга прихожан-жителей улиц и городских концов. По другому он назывался «кончанский»- типа конец города.
В качестве заказчиков храмов выступают не князья, а купцы, пассадники, городские общины и т.д.
Новгородские храмы:
- Четырехфронтонныя, восьмискатная форма кровли
- Форма фронтона- трилистник
- Фасад расчленен широкими лопатками на 3 прясла, сверху оформлен ползучей многолопостной аркой
- Одна апсида пониженная, обычно ее высота соответствует нижней части фронтона. Апсида вынесена за пределы четверикав отличии от ранненовгородской архитектуры
Декор:
- Особонарядный барабан (тройной арочный пояс, бегунец и бровки над окнами См. картинку 3 ниже)
- Апсида: ряд окон и ниш, по вертикали расчленена пряслами, аркатурный арочный пояс
Специфика окон: полуциркульные или стресьчатые, утоплены в ниши
(Описание по Церкови Федора Стратилата на Ручью)
Примеры храмов: Церковь Рождества Богородицы на Перыни
Кон 12- нач 13 века. Стоит на месте древнеязыческого капища, нам где стоял идол Перуна.
Рисунок фасада- трилистник
На барабане раннановгородский орнамент(аркатурный пояс)
Фасад цельный, лопаток нет.
церковь Николы на острове Липна
сер 14 века.
Появляется ползучая арка (по контуру трилистника)
Церковь Федора Стратилата на Ручью
1360-1361 гг
Фронтон трилистник, ползучая арка под фронтоном, возвращается членение лопатками стены фасада, меняется декор барабана
Узор барабана:
Тройной арочный пояс (арка в арке), бегунец (нарисовать не смогу), бровки над окнами, между ними круглые ниши.
Идеальна симметрия очень тяжелит здание (Апсида- использован принцип идеального сечения; если смотреть по вертикали то расстояние сверху до арочного пояса равно расстоянию от арочного пояс до земли (объясняю как могу))
Вывод: Церковь стала домашней, соразмерной с человеком, Хр-во укореняется в быту, храмы строят жители города, можно говорить о переломе психологии чел (от языческого инстинктивного бытия в сторону духовности.
Псковский храм
«Храм- город»
Принцип свободной привязки различных архитектурных объемов к основному четверику; их место не канонично (пределы, галереи, притворы часовни, звонницы)
Декор: Многолопастная арка( как в Новгороде) находится наверху фронтона, Узорочье ( это пояс под куполом и не только состоит из поребрика, бегунка и поребрика)
Псковский храмовый комплекс напоминает и стихийно растущий средневековый город, и самодостаточное крестьянское подворье, которое формируется постепенно, в связи с надобностью текущего момента. «Привязывание» приделов, галерей, папертей, звонниц к основному архитектурному объему, имело стихийный характер, было вызвано практической целью – увеличить вместимость храма без увеличения размеров его основной части. Храмовые пристройки – это система разновременных сооружений, они возникали непроизвольно, без заранее заданного плана. Отсюда – отсутствие в псковских храмах строгой симметрии. Отсюда же – разнообразие архитектурных композиций. Ни один псковский храм не повторяет другого: архитектурные компоненты те же, но их сочетания свободно варьируются, в зависимости от времени исполнения, от местоположения храма, от практических и культовых целей. Можно сказать, что архитектурная композиция псковских церквей изначально мыслилась как открытая, способная к росту и изменениям.
Однако, несмотря на стихийный принцип «привязки», пристройки, окружающие псковский уличанский храм, органично вливаются в изначальный архитектурный образ, усиливают исконно заданный ритм и являются не отдельными сооружениями, а продолжением самого храма.
Псковский образец храма-города не претендует на воплощение идеи государственной соборности, тем более – идеи теократической. В нем, скорее, можно усмотреть образ родового, общинного сознания, образ простосердечной, открытой миру души.
Примеры храмов: Церковь Василия на Горке, Церковь Николы со Усохи, Троицкая церковь в Доможирках, церковь Воскресения со Стадища, церковь Покрова и Рождества от Пролома.