Красноречие- украшенная речь, предполагала владение искусством языка. Христиане те кто умеет говорить, язычники- невеглася(не говорящие)
апостолы в основном говорят устно. но устное слово поучение было популярно в киеве, а в московскую эпоху больше почет к письменности.
памятники красноречия:
- памятники красноречия дидактического (поучительного)красноречие-ремесло.
- памятники красноречия эпидиктического (торжественного).красноречие-искусство
Красноречие дидактическое не предъявляло к автору каких-либо особых требований: это область, доступная в той или иной степени всем, кто владел пером или хотя бы минимальным даром речи. Красноречие дидактическое обычно преследовало чисто практические цели – непосредственного назидания, информации, полемики. В литературном обиходе Древней Руси произведения этого типа обычно обозначались терминами «поучение» или «беседа».
Эпидиктическое. Красноречие торжественное было доступно далеко не каждому: оно требовало не только глубокого содержания, но прежде всего большого профессионального мастерства, сфера больших проблем широкого общественно-политического охвата.( филосфские или богословские проблемы)
композиция слова о законе и благодати:
1)вступление.похвала богу
2)проповедь.пояснение сущности хр-ва.
3)молитва.
Иларион противопоставляет ветх. и нов. завет, иудейство и хри-во как оппозицию делает это с помощью алегорий:
ВЕТХ.ЗАВЕТ | НОВ.ЗАВЕТ |
закон | благодать |
тень нечто скрытое | истина |
закон,нечтно предписанное | покров благодати,защита |
суша зной,холод, ветхое миновало | вода роса,тепло. новое утвердилось |
"истине -новому вину новые меха" (МЕХ сосуд для хранения вина ,а новое вино нельзя наливать в старый сосуд оно может испортиться)
новые меха-новые народы. закон ветхозаветн для одного иудейского народа. благодать-для всех.основной акцент 2ой темы: приход благодати на русь.там другие аллегории:
русь языческая | русь хри-ая |
сухая пустая земля идольский зной | приобрела источник вод. т.е. веру |
мы "слепы и глухи" | мы услышали и прозрели |
косноязычны.враги богу | обрели ясную речь.сыны бога |
аргументы для канонизации владимира:
1)"невидев христа уверовал" т.е. не внешним чудом убежден, не проповедью апостолов, а благомыслием , постиг своим умом
2) свободное принятие хрис-ва, без посредников.
владимир-посев
ярослав-всходы
потомки-жатва (земледельческая аллегория)