Герой жития-конкретная историческая личность, которая является образцом для подражания.
Структура жития:
- Житие- жизнеописание, но оно мифилогизированно
- Житие-икона святого (в тексте как и на иконе чел.неподвижен. нет динамики развития личности, чел с детства чист). Жизненный путь не смена сущьности, а укрепление духовной силы
Общая схема житийного повествования:
- Вступление(авторор с унижением говорит о своей недостойности выразить слово о деянии святого)
- Часто повествование начинается от Адама--- Крещение--- биография святого( биография святого вписывается в священную историю
- Хронологическое повествование. (она не реальная, а идеальная)
«Сказание о Борисе и Глебе»
1015г.-Смерть Владимира крестителя. Своим преемником Он назначает любимого сына Бориса. Борис и Глеб- сыновья Владимира Христианина. Старший сын Святополк- «сын 2-х отцов» не любимый сын. Так вот после смерти Владимира престол захватывает Святополк и начинает избиение братьев.
Парность Бориса и Глеба, считает Топоров, можно объяснить естественным образом природно-биологически (они два последних сына кн. Владимира от его жены-болгарки, брак с которой рассматривался как истинно-благодатный) и исторически (именно Борис и Глеб стали жертвой их сводного брата, убийцы Святополка). Но вместе с тем, пристальный взгляд раскрывает не полную естественность этой парности. "Парность" Бориса и Глеба обнаруживает следы "подготовленности" и последующей обыгранности этой идеи. "Сказание" игнорирует факт, который мог бы разрушить парность: оно не сообщает, что в то же время, по тем же причинам тем же Святополком был убит и третий брат его Святослав, что, однако, не стало поводом для образования триады мучеников.
Но зато "парность" Бориса и Глеба конструируется в связи с направлением главной оси – противопоставлением этой пары святых окаянному Святополку. Благодатная парность Бориса и Глеба, достигнутая их подлинно христианской кончиной, противостоит греховной "двойственности" Святополка, их будущего убийцы, вызванной к существованию целой цепью предыдущих грехов (грехов его отца Ярополка, расстригшего монахиню-гречанку, грех его названного отца кн. Владимира и грех его матери). От "насильственной" жены двух мужей и родился окаянный Святополк. Двойственность становится неотъемлемой характеристикой его нравственного облика. Его злодейство реализуется через его роковую раздвоенность между мыслью и словом, словом и делом. Отсюда особая роль лицемерия, обмана, двойной морали в его поведении.
Греховная "двойственность" Святополка компенсируется страстотерпческой смертью его братьев, выступающих как парная жертва, т.е. парадоксальная удвоенная жертва, своего рода "сверхжертва", объединяющая величайший грех (зло) жреца – Святополка, величайшую праведность – святость жертвы (Борис и Глеб) и величайшую искупительную силу, ставшую в будущем опорой для всей Руси.
Окончательное оформление пары и введение ее в парадигму происходит уже после гибели братьев. "Освященность" места, где покоились свв. Борис и Глеб, и связанные с этим чудеса, творимые мощами Бориса и Глеба, должны пониматься как апофеоз святости, выражающийся в том удвоенном прибытке ("сверхприбытке"), который обусловлен парной жертвой ("сверхжертвой").
Таким образом, свв. Борис и Глеб явились той "строительной жертвой", из тела которой должно было бы "развернуться" строящееся здание Церкви Христовой на Руси. Это была жертва, которая должна была помочь Ярославу создать из языческого хаоса разумно организованный христианский космос и передать этому космосу основные качества "образца", в роли которого выступили святые братья.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы: автор "Сказания о Борисе и Глебе" напрямую не отрицает языческих ценностей, но показывает процесс их вырождения. В его понимании языческая система уже не является идеальной, она нуждается в очищении, которое должно происходить на иной, христианской основе.
Смерть Бориса и Глеба явилась тем самым событием, которое легло в основу такого очищения и повлекло за собой замену ценностной системы язычества новым христианским мировоззрением.
Агиогра́фия (агиос- святой; графо-пишу) —жизнеописание святого; изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости.
Иной тип героя прославляет «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Феодосий — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское вступление-предисловие, центральная часть — повествование о деяниях героя и заключение. Основу повествовательной части составляет эпизод, связанный с деяниями не только главного героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана).
Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Федора, чернеца Илариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Литературно обрабатывая их, располагая «по ряду», он подчиняет все повествование единой задаче «похваления» Феодосия, который «собою вьсемь образ дая». Во временной последовательности излагаемых событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Большинство эпизодов жития имеют завершенный сюжет.
Таково, например, описание отроческих лет Феодосия, связанное с его конфликтом с матерью. Мать чинит всевозможные препятствия отроку, чтобы помешать ему осуществить свое намерение — стать монахом. Аскетический христианский идеал, к которому стремится Феодосий, сталкивается с враждебным отношением общества и материнской любовью к сыну. Гиперболически изображает Нестор гнев и ярость любящей матери, избивающей непокорного отрока до изнеможения, накладывающей на его ноги железа. Столкновение с матерью завершается победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама становится монахиней, чтобы только видеть его.
Эпизод с «повозником» свидетельствует об отношении к жизни монахов трудового народа, считающего, что черноризцы проводят свои дни в праздности. Этому представлению Нестор противопоставляет изображение «трудов» Феодосия и окружающих его черноризцев. Много внимания он уделяет хозяйственной деятельности игумена, его взаимоотношениям с братией и великим князем. Феодосий заставляет Изяслава считаться с монастырским уставом, обличает Святослава, захватившего великокняжеский престол и изгнавшего Изяслава.
«Житие Феодосия Печерского» содержит богатый материал, позволяющий судить о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена и князя. Тесно связаны с монастырским бытом и монологические мотивы жития, напоминающие народные былички.
Следуя традициям византийского преподобнического жития, Нестор в том произведении последовательно использует символические тропы: Феодосий — «светильник», «свет», «заря», «пастух», «пастырь словесного стада».
«Житие Феодосия Печерского» можно определить как житийную повесть, состоящую из отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-повествователем в единое целое. Оно отличается от византийских произведений своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей политической и монастырской жизни XI в.
Основные вехи жизни:
- «Борьба с матерью» в отрочестве и юности. Мать светская и ей не нравятся наклонности сына. Жизнь в семье для Феодосия- «Материнские оковы».
- «Пещера». Встреча с Антонием Пчерским и пострижение в монахи. Первые монастыри были под землей основал ее Илларион, после был Антоний. В этой пещере Феодосий становится недосягаемым для матери.
- «Игуменство» Феодосий основатель русского монашества. Строит епрвую церковь. Монастырь растет в ширь становится лаврой. Ф. контролирует как духовную так и хоз. Жизнь монастыря. Жизнь по принципу что бог подаст.
- Строительство великой Успенской церкви. Это финал. Мистическое видение Феодосия (из купола церкви поднялся огненный столб и изогнулся в арку. Заканчивается житие идеей строительства церкви.