Афина-верховная мудрость Зевса, от него отошедшая и самостоятельно существующая. В мифологическом образе богини мудрости четыре взаимосвязанных свойства: 1) девственность, 2) материнство, 3) любовь к устроенным, "благозаконным" городам людей и 4) готовность заступиться за эти города перед гневающимся верховным богом и тем спасти их, оправдывая свое наименование "Градохранительницы"
Целомудрие относится к деве. 2 оттенка этого слова: нравственная чистота и мудрость. Существовало слово софия, что означало мудрость.
Слово σοφία первый раз встречается в греческой литературе в применении к делу строительства и выравнивания, к художеству и рукомеслу. Греческая философия подхватила и подвергла заострению именно смысловой, интеллектуальный, духовный аспект "мудрости", резко отделяя ее от всякой практической и чувственной эмпирии
София - философский термин. В греческой философии его использовали по-разному:
- онтологическое понимание (мудрость- не зависит от человеческого сознания, находится за пределами человеческого бытия; существует некая замкнутая сфера, запредельная - это и есть сфера софии)
- гносеологическое понимание (мудрость-свойство человеческого ума)
В позднебиблейской дидактической литературе (Книга Премудрости Соломона, Книга Притчей Соломоновых) встречаем образ "Премудрости Божией", описанной как личное существо. София-Хокма являет собой не только "зеркало славы Божией" (такова ее роль по отношению к Богу): по отношению к миру это строительница, созидающая мир.
В христианстве существовала проблема соотношения Христа-Логоса и Софии-мудрости. Ранее христианство отождествляло Софию с Христом. В итоге: София не является 3йипосталью троицы. Христос-Логос нечто мужское, активное, деятельное начало, оформляющий смысл. А София- оформленный смысл, пассивное начало.
София занимает посредническое положение ( как образец творения и мысли) между Богом и Миром, созданным Богом. Символизирует одновременно активное начало и пассивное по отношению к Богу.
Всякое упорядоченное пространство будет соотноситься с Софией: город, храм, Богородица как дева.
Надпись на конхе в храме означает то, что Бог посреди Киева-матери русских городов.