ПВЛ дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377г. ПВЛ доводит события истории до 1113г.(это как бы основа) далее монах просто пишет, продолжает современную ему историю.
Провиденциальный путь Русской истории:
По Нестору.
- Провиденциальное событие на Руси. Посещение апостолом Андреем тех гор, где впоследствии будет возведен Киев.
- 852г.- дата заимствована из греч. Хроник. То место где впервые упоминается русская земля
- 862г. –Призвание варягов (Начало княжеской династии Рюриковичей)
События, изложенные в ПВЛ,- от потопа до 1113г.
Для летописца правда - не факт, а то, что должно быть, отвечающее воле Бога.
События согласно с волей Провидения |
События, нарушающие Провиденциальный замысел истории |
852г – первое упоминание русской земли в Византийской хронике |
|
863г – легенда о призвании варяг; конец распрей, начало собирания славянских племен и земель |
|
882г – Олег Вещий |
|
898г – призвание первых учителей славянской азбуки Кирилла и Мефодия для Болгарии и Моравии |
|
915-945г – Игорь Рюрикович и Ольга, покорение древлянам |
|
|
946г – княжение Святослава |
|
980г – языческий пантеон, религиозная реформа Владимира |
988г – крещение Руси |
|
|
1015г – смерть Владимира, народ отказался платить дань Киеву. Убийство Бориса и Глеба |
1016г – Ярослав Мудрый: храмостроительство и книжное просвещение |
|
1054г – смерть Ярослава Мудрого, триумвират Ярославичей |
|
|
1064г – Прислав Полоцкий, война Ярославичей |
|
1067г – битва за Нимигии |
|
1078г - распри, Олег Святославович. Битва на Нежатиной Ниве |
1078-1093гг - Всеволод |
|
1096г – союз Владимира Мономаха и Святополка Изяславовича, разгром половцев |
|
1097г – Любяческий съезд |
|
Эволюция образа князя: от воителя к просветителю. Князь- неединственный герой, так же просветитель – монарх и святые.1)Князь-воитель 2)князь-просветитель 3)святые князья Борис и Глеб 4)монах 5) просветитель, святой-преподобный Параллельно к летописи формируется устный эпос, где богатырь тоже культурный герой (былины)
Эпос и Летопись
Древнерусская летопись (ПВЛ) формируется в первой половине 11 века, «строится» на протяжении восьми десятка лет. В это же время развивается народный героический эпос.
Эпос и летопись – два разных взгляда на историю – сверху (со стороны князей и просвещенной элиты) и снизу – со стороны народной почвы. Или: точка зрения этноса и государства (соответственно – языческая и христианская)
Летопись
Пространство
Обобщенно-условное пространство Локализованное, конкретное прос-во
«своей» земли. Оппозиция «своего» и городов, удельных княжеств, других
«чужого» пространства. земель и стран.
Эпический центр – Киев, но в целом - Иерархия пространства (центр и однородность пространства периферия). Сакральный Центр –
Иерусалим (Царьград – Киев и т.д.)
Этническая значимость пространства.
Передвижение в пространстве = Этическая значимость пространства.
самоутверждение этноса, расширение Передвижение в пространстве = духовный
национального тела. рост или падение («хождения» в Иерусалим или Индию = путь праведника или грешника).
Время
Эпическое время = идеализированное Конкретно-историческое время
Прошлое. (в год такой-то).
Завершенное, замкнутое, остановленное Незавершенное, открытое, текущее
Прошлое = Начало Рода-Этноса завершено Телеология времени = грядущая цель
сполна, «Золотой век». Провиденциальное обоснование событий.
Циклическое (вечное обновление Начала) Линейное («от» и «до»).
Приоритет пространства (ценность Ценность времени (движения к
родовой территории). идеальному будущему)
Герой
Собирательный образ народа Исторические лица, нет вымышленных
Воин-богатырь («храбр») имен. Князья и воеводы, посадники
Эволюция: в самых ранних былинах - Эволюция культурного героя в летописи:
вождь-волхв (см. ниже примечание); князь-воитель, князь-просветитель,
позднее прообразом святые князья Борис и Глеб,
былинного героя стал знаменитый Христов воин = монах-подвижник
легендарный воевода (Добрыня,
Александр Попович)
В целом:
Родовой взгляд на историю Государственный взгляд
Историческая цель этноса - Цель государства –
самоутверждение, путь духовной реализации,
обретение территории, строительство культуры - этнического единства, в соответствии с
родовой сплоченности и силы провиденциальной волей