Понятие детерминанты, введённое в употребление в 1967 году, является главной
характеристикой или определяющим параметром языковой системы.
Истоки детерминантных идей в языковой типологии возводятся к положению В. Гумбольдта о наличии у каждого языка некоторых "неповторимых черт". Это положение конкретизировано И.А. Бодуэном де Куртене. Он считал, что существует ведущий признак языкового типа, который "проникает все уровни языка".
В недавно изданной монографии Г. П. Мельников определяет детерминанту как важнейшую синтетическую характеристику системы, позволяющую через главный единственный признак выразить природу рассматриваемой системы. В частности, детерминанту строя тюркских языков можно сформулировать как принцип экономии служебных элементов (в отличие, например, от семитской детерминанты, выражающейся в обязательном употреблении служебных элементов при каждом корне)43.
На основании идей В. Гумбольдта Г.П. Мельников создал учение о внешней и внутренней детерминанте языка. Условия общения: условия существования того или иного народа, тип его хозяйственной деятельности, численность населения, занимаемая им территория и прочее, что накладывает отпечаток на акты коммуникации. Условия общения по отношению к языку выступают в качестве внешней детерминанты, определяющей направление его становления и развития как системы, и формируют наиболее целесообразный способ изображения действительности.
В свою очередь данный способ изображения, или коммуникативный ракурс, может рассматриваться как внутренняя детерминанта языка. Внутренняя детерминанта описывается Мельниковым через анализ особенностей коммуникативного ракурса, смысловых схем типовых высказываний.
Именно наличие и действие внешней детерминанты и мотивированной ею внутренней детерминанты предопределяет появление соответствующих языковых форм.