Организация систематизированных перевозок и развития средств размещения на маршрутах в России благодаря ее необъятным просторам одной только инициативы предприимчивых людей (к тому же скованной рамками феодальной системы) не хватало для того, чтобы освоить имеющиеся пространства и обеспечить потребности функционирования государственной машины. В отношении гостиниц это проявлялось двояко. С одной стороны, существовали традиционные центры концентрации туристских потоков (в том виде, в каком вообще возможно было бы говорить о туризме), где средства размещения возникали как бы стихийно, в ответ на формирующийся спрос. С другой стороны, имелись еще и так называемые транзитные центры логических остановок на общегосударственных маршрутах, связывающих между собою различные русские города и населенные пункты. Находились они друг от друга на расстоянии примерно одного дня пути. Обустройство таких пунктов предполагало содержание некой структуры, обеспечивающей возможность для бесперебойного сообщения между ними. Иными словами, требовалось организовать систему постоялых дворов, создающих условия для отдыха людей и лошадей, а также для замены последних. Решить такую задачу по организации и содержанию подобных структур было под силу только центральной власти, что она с успехом и делала.
Уже в конце ХV-начале XVI века на Руси была учреждена "ямская гоньба" для нужд "государевой службы". Ямами называли небольшие поселки, стоявшие на определенном расстоянии друг от друга у больших дорог. Жители ямов обязаны были держать лошадей и перевозить "по государеву указу" всех, кто имел специальное разрешение ("грамоту") или платил деньги. За свою службу ямщики наделялись землей, освобождались от податей, а также получали жалование, считаясь государевыми служилыми людьми. Они обязаны были, как уже говорилось, содержать лошадей и возить на них по очереди всех, кто платил, или тех. кто имел официальное разрешение. В дальнейшем к традиционным условиям ямщиков добавились некоторые другие разновидности обслуживания, являвшиеся логическим продолжением их работы с путешествующими по своей или казенной надобности. В первую очередь, можно говорить об организации в ямских поселках постоялых дворов и трактиров, дающих ночлег и пищу проезжающим. В силу этих причин создание и развитие системы почтовых перевозок одновременно способствовало распространению услуг размещения через проникновение последних в самые отдаленные уголки тогдашней, России причем этот процесс проходил централизованно и стимулировался государством. Таким образом, роль центра, государства в раз, гостиничной индустрии в России исторически была достаточно велика. Постоялые дворы на трактах обычно представляли собой избу, в которой зимой и летом спали те, кто в силу тех или иных причин должен был воспользоваться услугами этого помещения. Какие-либо удобства для путников не предполагались. Такие постоялые дворы были рассчитаны на временное (обычно ограниченное одной ночью) пребывание. В обязанности содержателя (или смотрителя) этого заведения входили, как правило, топка помещения и содержание его в порядке и относительной чистоте. Если постоялый двор находился в достаточно большом населенном пункте, то к услугам размещения добавлялись питание и 6аня. Необходимо отметить, что скромный набор предлагаемых удобств определялся платежеспособным спросом. Дело в том, что наиболее состоятельные слои населения предпочитали останавливаться в частых ломах, хозяева которых всегда были рады оказать свои услуги почетному гостю. Даже в эпоху строительства Санкт-Петербурга, когда поездки из Москвы в строящуюся столицу стали настолько распространены, что потребовали организации соответствующей инфраструктуры, которая была создана в кратчайшие сроки, знатные путешественники прел ту; тали уют частных домов казенному обслуживанию.
В Вышнем Волочке до сих пор стоит дом, в котором Петр I останавливался на ночь во время путешествия из Москвы в Санкт-Петербург.
В ХV-ХVI веках почтовая связь (ямская служба) связала различные города России. Организация этих служб позволила "сократить" расстояния между ними: например, из Москвы в Новгород можно бы ехать за 5-6 дней летом и за 4-5 дней зимой. Предполагалось, что за время пути путешественник делал как минимум 4-5 остановок, то есть приблизительно такое количество постоялых дворов принимало его на направлении.
Постоялые дворы в пунктах логических остановок на маршрутах существовали довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и дольше. Ощутимый удар по ним нанесло появление и распространение железных дорог, связавших различные уголки страны и на долгое ставших "гостиницей на рельсах" для миллионов путешественник только автомобиль, вновь поднявший вопрос о пределах человеческой выносливости, поставил на повестку дня необходимость возврата к традиционным гостиницам "вдоль шоссе", выведя их уже в новом в форме мотелей.
XVIII век подарил России новые дороги, первой из которых была дорога, связывающая Санкт-Петербург с Москвой. На ней появились царские путевые дворцы, отмечавшие этапы дневного пути, почтовые станции и первые верстовые столбы. При Павле I сообщения из Петербурга в Москву доставлялись за два дня – неслыханная для того времени скорость, которую обеспечивали 120 курьеров.
Приступили к упорядочению других дорог. Путешествия становились более частыми, приятными и безопасными. Именно в XVIII веке в России формировалось понимание "достопамятностей", ради которых стоило бы предпринимать путешествие. К этим достопримечательностям, как их принято называть сегодня, современники относили красивые здания, памятники истории и культуры. То что среди сохранившихся описаний нет упоминаний о гостиницах, говорит только, о том, что гостиничный бизнес, хотя и выделился в самостоятельную отрасль, имел строго функциональную направленность, не переходящую в потребность "обретаться" в зданиях, «которыя зрению человеческому сладки». Это восприятие гостиниц сохранялось до конца XIX века, внесшего существенные коррективы в организацию гостиничного дела.
Вопрос 22