С.Жижек пишет, что в процессе познания общества субъект может выделить идеологию. Первым, чью идеологию описывает автор, был К.Маркс. По его теории общество – совокупность людей, развивающихся исторически и имеющих разные формации. Такое общество делиться на классы и имеет либеральную экономию. Общество стало экономической системой и обществом потребления. Товар теперь является одной из важнейших потребностей человека. Некоторый повторяющийся текст о товаре (через рекламу, брошюры, телевидение) становится фетишем. Мы не осознаем то, что потребляем, мы видим лишь необходимость в потреблении.
Далее С.Жижек рассматривает точку зрения З.Фрейда, который, основываясь на психоанализе, говорит, что представления об обществе или идеология являются бессознательными. Идеология представляет собой текст, в котором описана конкретная точка зрения и именно она является правильной. Сам процесс идеологизации осуществляется в бессознательном индивида.
Следующий философ, к которому обращается С.Жижек, Ж.Лакан, который заключил, что бессознательное – это языковая структура, такая как оговорки и описки. Такое прерывание речи как оговорка является болезненным симптомом. Сама идеология – это болезнь, которую можно определить по симптому. Из этого следует, что, когда происходит прерывание в речи, мы понимаем, что живем в идеологическом тексте и желаем узнать истину идеологии. Но для нас это тайна, существующая в бессознательном, поэтому мы анализируем содержание теста идеологии и обнаруживаем его суть.
Автор водит термин «точка пристежки», с помощью которого варианты определения слов соединены между собой. Когда начинается процесс осмысления, слова собираются в единое, можно интуитивно понять их смысл. Но происходит не-хватка языка, чтобы заполнить ее, надо перейти в новый текст, пространство плавающих означающих. Мы начинаем верить в фантазм, новый текст. Из пространства языка мы выбираем новые смыслы и понятия. С.Жижек определяет общество как язык или текст в бессознательном. Когда осуществляется переход от воображаемого к реальному, мы принимаем один конструкт и используем только 1 язык, все др мы отрицаем. Каждая идеология имеет свой текст и язык, но смыслы языка всегда ограничены.
Получается так, что мы существуем внутри текста, мы включены в этот процесс и воспроизводим все его смыслы. Мы понимаем др друга, потому что текст помещен в бессознательное. Мы ограничены рамками, хотим себя реализовать и создать свой собственный текст, но текст уже создан, потому мы переходим от одного текста к другому, считая, что прогрессируем. Но на самом деле мы лишь бесконечно движемся внутри пространства языка. Это попытка жить в рамках прогресса. Нам кажется, что жизнь лучше или хуже, но в действительности мы лишь меняем смыслы. Это будет бесконечный процесс без движения к возвышенному и к прогрессу.