пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Представление о бытии Бога и человека в патристике.

Патристика существовала до 11в, она предполагала философское обоснование христианского верования «отцам церкви». Дионисий Ареопагит. Проблема бытия может быть представлена в 2х аспектах: неоплатонизм и перипатетика (последователи Аристотеля).

1)В неоплатонизме бытие рассматривается как целое, которое существует как нечто абсолютное или идеальное. Здесь целостность бытия выражается в бытии Бога, причем бытие Бога осуществляется в его ипостасях, ипостась – состояние целостности (= Бога). Интересно, такая ипостась, как аспект божественного брака. Божественный свет отождествляется с истиной, и любая вещь познается в лучах божественного света. Между Богом и миром, т.е. вещью, которая познается, лежит в «толще мира». Если мы будем в процессе познания двигаться от Бога как первопричины всего сущего, то в процессе познания будем все время погружаться во мрак. Свет Бога рассеивается в «толще мира», поэтому истина становится ложью или мраком. Это катафатический способ познания. Именно он менее всего способен придти к истине, поэтому надо идти через возвышение к свету или апофатическим отрицательным способом познания. Отсюда следует, что истинные знания возможны лишь в отрицании. Бож свет – это абсолютный свет, в котором отсутствует тень. Но все, что мы можем видеть, видим только через отношения с тьмой. Для нас абсолютный свет невидим – это слепота. Поэтому бож свет – это слепящий свет. Но слепота – это отсутствие света, это слепящая тьма. Поэтому бож свет как слепящая тьма – это бож мрак. Поэтому движение бож мрака к бож свету и есть появление вещей. Вещь существует, т.к. мы о ней знаем по её появлениям. Т.е. движение бож мрака к бож свету – движение сотворения вещей или мира. Т.е. бож мрак – это и есть творческое начало бытия . Эти представления Дионисия завершает Якоб Бёме. Он показывает, что Бог-сын – это сердце мира, которое творит мир, двигаясь от ослепляющего света в борьбе с этим светом. Абсолютным светом является Люцифер(= «светоносный»). Это обратная сторона бож мрака, т.о. сердце мира обеспечено наличием не только бож мрака, творящего мир, но и бож света, т.е. Люцифер оказывается необходимым. Т.о. благодаря христианским философским представлениям проявляется ряд категорий, связанных с истиной, где взаимосвязь и взаимообусловленность тьмы и света, истины и лжи представляет относительность бытия как «категорий» . Бытие условно определяется через небытие. Т.е. свет оборачивается тьмой, истина ложью, бытие не-бытием и обратно. Т.о. становится возможным говорить о бытии не только позитивно, но и негативно. При этом предельно расширяется смысл категории «бытие». Т.е. бытие может быть не-бытием, а не-бытие стать бытием. Т.о. можно говорить о самоопределении бытия через собственное отрицание. Полагается завершенная целостность = определению через самого себя.

2) Перипатетики занимались классификацией видов бытия, т.о. возникли средневековые трактаты С.Боэция. Мир разделен: в самом низу – камни (неорганический мир); растения, животные; человек; над человеком неофит – верующий; над верующим – священник; над ним – монах; над ним святой; над ним души или ангелы; над ними Бог, который в самом верху. Т.о. перипатетика представляет ту структуру бытия мира, которая остается по сей день основой в христианском вероучении.

Представления о бытии А.Августина «Исповедь», «О Граде Божьем». «О Граде Божьем» - бытие в мире, все бытие находится в разделенном состоянии и делится на 2 града: «град божий» и «град земной». Земной – государство, божий – то, что пытается воплотить церковь. Земной – любовь к себе, божий – любовь к Богу. Между ними, как между устройством бытия, происходит борьба за власть на земле. Земной представляет собой несовершенное состояние, т.е. не может разрешить людские проблемы и сформировать идеальную структуру государства. Град божий сам по себе есть совершенное существование Бога, такое совершенное устройство, которое позволяет достичь блага для всех и каждого. Для того, чтобы земное государство стало идеальным, необходимо познать устройство Града божьего, но такое познание невозможно. Человек по причине своей конечности не может осознать вечность Бога. Открывается окно между градами, где есть церковь. Она оказывается посредником между Богом и человеком. Познание Бога путем откровения = прямой разговор Бога и человека. Это доступно только монахам. Которые занимают главное положение, т.е. Папа Римский. Церковь в лице Папы Римского знает каким образом должен быть устроен по благодати Град земной. Т.о. 2 вида власти: церковная и земная (светская). Власть церковная всегда побеждает в борьбе за главенство, поскольку только ей доступно откровение Бога. (Есть бытие Бога, которое открывается церкви) Т.о. коронацию короля всегда проводит церковная власть. А.Августин обосновывает божественное положение монархии. Монархия является идеальной структурой правления государства. Все люди – незнающие, т.е. «рабы» в Граде земном. Бог является господином, он единственный, кто знает (Т.о. существует в христианстве разделение на рабов и господ). Т.о. А.Августин обосновал понимание человека, сохранившегося по сей день, как раба божьего.


05.02.2015; 16:11
хиты: 1023
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь