Проблема существования человека, где существование трактуется как выражение конечности человеческого бытия. Существование употребляется для характеристики внешних проявлений бытия. Дуализм сущности и существования. Разделение, где бытие рассматривается как экзистенция, а сущность как эссенция. Сущность и бытие(существование) – это не одно и то же, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворения вещей, чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена Богом. Под сущностью понимают, то, без чего существование не возможно. Таким образом человеческое бытие рассматривается как сущность, которая представляет собой внутреннее содержание, в марксизме- социальном или общественном. Существование оказывается внешним проявлением бытия. Сущность и существование рассматриваются как тождественное, так как нет никакой сущности вне существования. Тождеством является человеческое бытие. Тождество сущности и существования выступает продолжением существования первосущности или Бога. Следовательно Бог, как сущностная сущность, существует бесконечно и вечно. Бесконечная неопределенность его существования постепенно определяется и Бог начинает проявлять себя в различных состояниях мира. Если бы не было мира, не было бы возможности у Бога проявить сущность существования. Человек оказывается необходимым элементом, посредством которого Бог обнаруживает в себе духовную сущность. Таким образом, в религиозном экзистенциализме ведущим отношением проявления сущности божественного существования является отношение между Богом и человеком. Сьер К. назвал это отношение «отчаяньем». Человек вступает в отношение с бесконечностью, то есть с Богом, в результате человек ощущает свою конечность и малость. Проявление конечности человеческого существования выступает как страх перед ничто или страх смерти. В отчаянии человек отворачивается от Бога и замыкается в эгоизме собственного существования. Замыкание внутри себя приводит к полному отпадению от божественной сущности. В результате человеческая духовность гибнет. Единственное, что может спасти человека, человеческий дух- это упование на божественную волю. Но тогда человек сливается с абсолютной субъективностью божественного существования и теряет самого себя. Человек, чтобы не потерять собственную сущность должен научиться принимать собственную смертность без отчаяния и надеждой на спасение, только в этом случае человеческая самость сохранится, но для этого человеку необходимо мужество. Губер дополняет отношения между человеком/миром, Богом/миром. Эти отношения он называет диалогом. Я-Ты (отношение между человеком и Богом). Я-Оно (отношение между человеком и бессознательным). Губер под бессознательным понимает мир. Ты-Оно (отношение между Богом и миром). В каждом из этих отношений различным образом проявляется сущность человеческого существования. В отношениях между человеком и миром, человек проявляет собственную вещность, то есть объективность или конечность. Он удостоверен в своем существовании. В диалоге между Я и Оно, человек может полностью уподобиться миру, тогда его существование объективируется и человек получит основу в мире, при этом человек теряет собственную объективность и становится бессознательным существом, то есть существом, которое живет в мире не зная о Боге. В результате человек теряет собственную нравственность, духовность, подчиняется только движению инстинктов. В результате утрачивается человеческая сущность. Возможность возвращения человеческой сущности Губер видит в том, что человек в своих отношениях с миром должен обнаружить божественное присутствие в мире. Таким образом отношение между Я и Оно должно преображаться в отношение между Ты и Оно. В диалоге с миром Бог должен обнаружить собственное присутствие в мире. Таким образом говорит Губер существование мира оказывается определенным существованием Божественной сущности. Человек как природное существо тоже должен обнаруживать в себе божественное присутствие. Человек вступит в отношениях в диалог с Богом. В разговоре с Богом человек обосновывает собственную духовную сущность. Утверждение сущности человеческого существования оказывается возможной только тогда, когда человек нисходит в земной мир и в собственной деятельности обнаруживает проявление божественной воли. Это проявление осознается человеком как внутреннее призвание. Таким образом отношение между человеком и Богом оказывается призванием.
Основные категории: экзистенция, эссенция, внутреннее содержание, внешнее проявление, Бог, отчаяние, смерть, диалог, Я, Ты, Оно, призвание.