Появление философии Ницше в пространстве философского мышления связано со скандалом, который был выражен тезисом «Бог – мертв!». Традиционная система ценностей основана на взаимоотношениях Бога и человека. Бог – Господин, человек – раб. Отношения между господином и рабом. Только тогда, когда существуют рабы с их рабским сознанием, только тогда существуют господа. Для того, чтобы господ не существовало необходимо отказаться от рабского самосознания, приведет к тому, что господин исчезнет. Отныне нет больше традиционной системы ценностей, старая система разрушена, а новая еще не сформировалась, поэтому мы находимся в состоянии пустоты. Радикальный нигилизм. Среди старых традиционных основной была ценность познания или истина, некая апология. Апология – защитная речь, которая защищает того, кто провозглашает истину. Таким образом любая философская система – это способ защиты существования самого философствующего (истина оказывается субъективной). Каждый философ выбирает свою истину. В этом смысле истина всегда полезна. Если некая частная истина провозглашается в качестве господствующей, она оказывается волей к власти. Любая истина ограничена, так как заключает в себе определение, следовательно, чем больше знание производит истин, тем оно более ограничено, предел ограничения – это истина или смерть. Существование человека в ограниченном пространстве мышления как истин знания может завершиться со смертью человека. Условие жизни – это выход за пределы истины. Жизнь может существовать только там, где нет истины, соответственно утверждение жизни, это принцип, который позаимствовал у Шопенгауэра «Я хочу жить». Это хотение к объекту желания, это воля к жизни, стремление, которое направлено к продолжению жизни. Следовательно жизнь, как стремление к чему-то. Стремление к продолжению жизни – это воля к жизни. Человек существует в направлении воли к жизни, которая позволяет продолжать существование. Воля к жизни – инстинкт к жизни. Как инстинкт он не размышляет, поэтому человек существуя в воле к жизни, оказывается инстинктивным существом, он всегда за пределами мышления или истины, истина тождественна ценности. То есть всезнание о добре и зле. «Жизнь аморальна, она по ту сторону добра и зла». Человек предстает как состояние мировой воли. Мировая воля – это общее категоричное желание, выраженное требованием, «Я хочу жить». Ницше выделяет в этом Я. В этой ситуации наше Я может реализовать любое желание. Желание жить неограниченно. Человек становится бессмертным. Таким образом начиная с Ницше формируется антропологическое направление в современной философии. Жизнь как воля, есть воля к жизни. Прирастание существования или принцип возвышения к жизни манифестируется тождеством воли к жизни, значит воля к жизни становится волей к воле. Осуществление к жизни есть осуществление целостной жизни или жизни целостного Я. Я-командующее дает приказ Я-подчиненному, приказ жить, Я-командующее сознательно осуществляет волю, формулируя ее как приказ Я-подчиненному, это инстинктивное Я. Воля к воле – это воля к власти «Я-командующее» над «Я-подчиненным». Это приказ, который отдает наше сознание, инстинктам. Мышление должно командовать инстинктами. Чем оно слабее, тем больше власть инстинкта, тем слабее человек. Эта слабость приводит к смерти. Следовательно, потакание слабости ведет к смерти. Поэтому христианство как религия слабых ведет к вырождению человечества. Чтобы оно сохранило себя оно должно идти на пути антихриста, то есть следуя принципу «Падающего толкни, ибо достоен смерти тот, кто не борется за жизнь». Воля как воля к жизни, то есть отношение Я-командующего и Я-подчиненного, осуществляется во внутреннем пространстве Я. Самовозвышение возможно только при условии разности мышления, которое достигается, как самовозвышенная воля или сверхволя. Тот, кто командует над другими, тот слаб, он подчиняется собственным инстинктам, значит он раб инстинкта толпы. Истинный аристократ духа всегда возвышается над толпой и не поддается власти над другими. Власть над толпой есть власть толпы. Толпа создает себе господина, но господин всегда создан толпой. Будущее человечества за аристократами духа, их власть это власть над смертью, над самим собой. «Сверхчеловек», который сам будет решать жить или нет.
Основные категории: Бог, раб, нигилизм, истина, желание, Я, Я-командующее, Я-подчиненное, воля к жизни, воля к власти, воля к воле, сверхчеловек, сверхволя.