В концепции бытия Гегеля возникла проблема отождествления бытия и небытия, которая привела к логическому противоречию и незавершенности системы. Шеллинг свои рассуждения начал с вопроса, почему есть собственно «бытие», а не «ничто». Очевидно, что рассуждения начатые с небытия внутреннего противоречия, ибо оно должно начаться с парадоксального утверждения, «небытие есть» - это условное утверждение, ибо оно само опирается на неявно принятые положения бытие есть. Далее Шеллинг говорит, для того, чтобы отрицать бытие, его необходимо сначала утвердить , поэтому принято всегда начинать с безусловного положения. Итак Шеллинг выделил 2 основных принципа в области философии:
- Существуют вещи вне нас
- Я существую
Необходимо всегда выбирать между двумя этими принципами так, чтобы начинать с безусловного. Выбор условного принципа может привести к заблуждению, которое возникает в том случае, если условные знания принимаются в качестве безусловных. Первичные положения, как безусловный принцип всегда оказываются дедуктивным положением. Но любое теоретическое знание необходимо дедуктивно, т.е. выводит частное положение из общих принципов. Это значит, что любое частное положение системы, необходимо должно быть согласованно с общим утверждением, если возникают противоречия между ними, система оказывает внутреннее противоречие и не завершает утверждение, «Я существую», необходимо носит характер тождества. Т.е. оно самоосновно. В концепции Шеллинга это тождество разворачивается в систему трансцендентного материализма. Наличие этого тождества показывает, что здесь существование «Я» оказывается процессом, который существует как интеллектуальная интуиция или поток субъективности. Деятельность этого потока оказывается неопределенной, а значит неограниченной и бесконечной, поскольку это поток, его движение, может быть представлено как движение от чего-то к чему-то. Очевидно, что все движение «от» и «к» определяется относительно некоторой точки покоя, она называется точкой гомеостазиса. Точка существует в самом потоке и может выражать любое состояние или любую точку этого потока. Точка способная выражать любое состояние бесконечного потока, сама оказывается бесконечной. Поэтому Шеллинг заключает точка - это бесконечное целое. Однако, поскольку она способна определять, она сама оказывается определенной. В виду определенности она оказывается конечной, но не ограниченной. Т.о. точка может существовать как «конечная бесконечность» или «бесконечная конечность». Благодаря присутствию точки мы можем выделить 2 бесконечных потока, идущих в разных направлениях. От точки и к точке. Сам поток интеллектуальной интуиции в своей неопределенности и неограниченности является свободным. Однако, эта свобода соответствует существованию этого потока, т.е. является необходимой свободой и свободной необходимостью. Свобода ограничена необходимостью, а необходимость ограничена свободой. Т.е. между ними всегда существует точка границы. Получается свобода бесконечна, а необходимость конечна. На оси конечности выстраиваются объекты, на оси бесконечности понятия, как определенное состояние субъективности. Точка границы способна выражать, как субъективные, так и объективные состояния. Т.е. она утверждена, как тождество субъекта и объекта, следовательно субъект-объектное тождество это и есть исходное тождество или исходное положение. Свобода интеллектуальной интуиции ограничена утверждением «Я есть», здесь это ограничение возникает как самопредставление Я самому себе, т.е. Я понимается в качестве представляющего и представления. На оси субъект-объектного тождества возникает ощущение представления представляющего (субъективность), представляющее представление (объективность). Т.о. Шеллинг показал, что система может строиться 2 способами через состояние представляющего или субъективности, через состояние представления или объективности. Система будет завершена в том случае, если будет достигнуто тождество представления и представляющего, рассматривая природу, «Мы необходимо должны понять её как некие представления представляющего или систему понятий. Геометрия не появляется из природы, напротив человек строит геометрические представления, вносит их в природу и доказывает истинность геометрических положений отсылкой к природе. Т.о. человек должен понимать, что вся субъективность, существующая в природе, есть им самим внесенная субъективность. Мы изучаем не природу, но только лишь совокупность понятий и систему знаний в природе. Возможность определить точку, существует только благодаря наличию субъективности. Как только мы определяем точку на оси объектов, мы одновременно определяем точку на оси субъективности. Это одна и та же точка на оси субъект-объектного тождества. Рассматривая модель определения в системе знаний, Шеллинг использует аналогию с гидравлическим процессом. Субъект-объектная точка в потоке существует так, что на нее одновременно действует напор и сопротивление. На точку действует сила напора, она сопротивляется, чтобы сохранится в потоке, сопротивление точки приводит к тому, что она как бы отбрасывается потоком, т.е. превращается в ограниченную сферу. Граница сферы – это точка ограничения в потоке напора и в потоке сопротивления. Однако точка остается неподвижной так как сила напора равна силе сопротивления. Получается, что эта сфера выражает определенное состояние потока, который не прекращает своего существования. Получается сфера переходит из одного состояния в другое. Сфера будет бесконечной точкой ограничения, возникшей на оси объективности будет показано пространство структуры точки. На оси субъективности возникает временная структура точки. На оси субъект-объектного тождества единство пространства и времени, рассматривающее появление времени в системе , Шеллинг, связывает феномен возникновения времени с феноменом мышления, время, возникло с появлением самосознания человека. Хайдеггер называет это вспышкой времени. Время 1 и 2 это конечное состояние между ними бесконечность и неопределенность, которая может выражать пространство структурами объекта, следовательно в пространственном представлении время не … По временной структуре пространство безгранично, а время диахронично. Субъективность обнаруживает, что полностью не реализуется в объект, природа полностью не реализует себя в дереве. Возникает состояние нехватки собственной реализации. Следовательно начинается новый процесс творения, возникает новая объектная нехватка заполнения избыточностью неопределенной субъективности. Природа может себя реализовать не только в дереве, но и в животных, в создании галактики, этот процесс оказывается бесконечным, бесконечное творение. Так получается у Шеллинга, что природа существует в 2 состояниях. Сфера состоит из множества точек, получается, что природа выбирает одну точку, приходящую в одно состояние, выбирает вторую точку приходящую во второе состояние. Т.о. благодаря системе Шеллинга возникла возможность рассуждать в системе тождества, где вся система разворачивается из исходного состояния, оно должно быть единым и безусловным. Это позволяет строить законченные системы, единственное требование которых, является следование выбранному безусловному основанию. Получается, что вся философия в целом является умением конструировать систему мышления, само Я оказывается конструктом, включая в конструкцию способность мышления. Благодаря Шеллингу философия получила свободу мышления конструирования. Возникла возможность субъективной и объективной систем, при условии, что конструирование Я будет способно осознавать мысленный характер собственной конструкции. Самосознание философа, есть точка тождества.
Основные категории: Я существую, безусловное, условное, неограниченный поток, точка границы, поток субъективности, объекты, интеллектуальная интуиция, завершенность системы, субъект-объектное тождество, сфера, пространство, время, нехватка, избыточность, природа творящая, природа сотворенная, самосознание философа.