После Фихте может существовать абсолютная логика, которая является основанием любого логического суждения, поэтому Гегель делает вывод: любая система, произведенная человеческим мышлением является всего лишь состоянием абсолютной логики, следовательно, прежде чем строить какую-либо систему мышления, необходимо прежде всего построить систему абсолютной логики. Поскольку человеческое мышление во всех его ипостасях, всего лишь проявление абсолютной логики, поскольку можно сказать, что абсолютная логика строит и изучает саму себя посредством человеческого мышления. Абсолютный субъект – тот, кто познает, значит абсолютная логика существует как «Абсолютная идея», которая познает саму себя посредством человеческого мышления.
Абсолютная Идея = Абс. Мышление = Абс. Дух = Абсолютное Бытие
Абсолютное мышление, исследуя само себя, не может быть ограничено ничем, кроме самого себя. Следовательно, оно обладает абсолютным существованием, то есть неограниченным существованием. Это неограниченная способность быть или Абсолютное Бытие. Неограниченность подразумевает неопределенность – Бытие неопределенное. У него нет определений, значит это негативное определение бытия. Оно подвергается отрицанию. Отрицает то, что определяет. Бытие = не-бытие. Это «Чистое бытие», то есть бытие без всяких определений. Раз оно чистое, значит, о нем можно говорить все, а именно можно высказываться двумя способами:
- Негативным (отрицание)
- Позитивным (утверждение)
Бытие = мышление. Таким образом, мы можем говорить о двух состояниях мышления или двух состояниях бытия. Между бытием или не-бытием можно уложить все.
«Всё» - это бытие или движение от не-бытия к бытию, то есть «становление». Бытие - (Бытие как становление) – Не-бытие
Бытие может существовать как:
- Бытие как бытие – «Бытие в себе»
- Бытие как не-бытие – «Бытие для себя»
В этих утверждениях о состояниях бытия, оно утверждается в различенности. Это определенное состояние, определенность указывает на что-то, значит это «чтойность». Бытие в определенности есть «бытие в определении, как бытие определения». Это состояние мышления. Значит, определение мышления выражается как понятие, то есть становится системой определений. Таким образом, возникает система определенности мышления в бытии понятий, где абсолютным понятием оказывается абсолютное бытие, как Абсолютная Идея. Бытие определяется тогда, когда начинает говорить о самом себе, то есть становится объектом собственного мышления или объектом самого себя. Проблема, которая возникает у Гегеля – это проблема границ мышления или проблема становления бытия. Бытие, как определение изначально подвергается отрицанию, то есть существует как пустое понятие, причем у Гегеля о нем можно высказываться только негативно, то есть каждое сущее из того, что существует необходимо должно быть подвергнуто отрицанию, как уничтожению. Однако, это при условии, что бытие бесконечно мы не можем позитивно мыслить, прежде чем не подвергнем отрицанию каждый конечный элемент из бесконечного ряда, это невозможно. Условие мышления – это отрицать все сущее, то есть самого себя – задача не разрешима: нельзя начать мыслить, так как отрицается все сущее. После отрицания бытия, как сущего с получением чистого бытия необходимо получить все сущее, но уже не понятия. В непонятии нет языка.