Спиноза приходит к выводу, что люди очеловечивают Бога, к Богу приписывают человеческие качества: ненависть.
«Богословско-политический трактат»
Постулат 1: «Бог существует» - это так, поскольку к сущности Бога должен отнести его существование. Бог не может быть представлен иначе, как только существующим. Бог – это совершенное существо, его совершенство является следствием совпадения сущности и существования. «Совершенство» предполагает только положительность высказывания, значит, положительные высказывания существуют бесконечно. Положительность абсолютного существа означает, что как бесконечное и вечное оно самоположенное. Поскольку нет ничего, что ограничивало бы совершенное существование или существовало вне Бога, таким образом, как самоположенное существо Бог может быть только причиной самого себя (causa sui). Сущность божественного существования заключается в том, что Бог – это абсолютно совершенное бесконечное и вечное существо, причина существования которого заключена в нем самом. Такие характеристики Бога совпадают с характеристиками субстанции. Субстанция – это то, сущность чего заключает в себе существование, то есть то, что для собственного существования не требует ничего, кроме самого себя. Бог есть субстанция. Первое положение о том, что Бог существует, преобразуется в высказывание о Боге, как субстанции.
Субстанция – бесконечное, самоосновное существование (Спиноза). Значит, может быть только одна субстанция. Ничего не надо для ее существования, значит, она бесконечна. Нет ничего, что уменьшало бы ее существование, значит, она вечна. Бог – субстанция. Бог один и только один. Бог в системе Спинозы – «философский Бог» - мыслящий, разумный. Бог, как субстанция, может быть представлен в своих атрибутах – существующие необходимые свойства субстанции, без которых она существовать не может. Бесконечность субстанции – бесконечное множество количество атрибутов. Существование – бесконечная изменчивость. Каждый из атрибутов бесконечен. Наряду с существующими свойствами субстанции, открывающими сущность, могут быть несущественные, случайные свойства, которые не оказывают влияния на существование субстанции – модусы, таким образом, они случайны, они могут быть конечными определенными. Введение модусов Спинозой необходимо для того, чтобы объяснить временные, приходящие состояния субстанции, которые характеризуются в отдельных индивидах или конкретных вещах. Модусы предъявляют существование атрибутов, но никогда не выражают их полностью. Модусы позволяют конкретно высказываться об атрибутах. «Вещь всегда конечна, она временна». Но эти характеристика показывают, что вещи обладают свойствами, которые оказываются универсальными. Это свойство длится в пространстве и времени.
Пространство – атрибут протяженности, а время – вечности. К свойству субстанции относим ее существование. Бесконечность субстанции – бесконечность ее существования, о котором можно высказываться бесконечным множеством способов. Субстанция предъявляет себя в бесконечном множестве атрибутов и модусов. Субстанция определяет их всех к существованию. Все что существует, но все что существует это природа. Бог = субстанция. Природа = субстанция. Бог = природа – основное положение природы.
3. Бог всегда есть истина.
Бог мыслящее существо или субстанция. Все что существует это природа – протяженная субстанция. Бог и природа одна и та же мыслящая субстанция = протяженная субстанция. Мышление = протяженность.
Атрибуты – все, что выражает субстанцию, модусы или частные состояния атрибутов.
Вещь – модус протяженности.
Идея – модус мышления.
Порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей. Порядок – согласованность и связность («все в Боге согласовано и взаимосвязано» - Спиноза). Но совершенство Бога = совершенство природы – связь идей совпадает со связью вещей, таким образом, условием познания является наличие взаимосвязи между идеями то есть существование Бога. «Очевидно, что о Боге можно говорить, как о мыслящей природе». Такая природа обуславливает существование вещей – «творящая природа». Протяженная природа – сотворенная природа. Творящая = сотворенная = - возникает в природе = есть Бог.
Тождество является принципом единства и взаимосвязи. Модус протяженности и модус мышления являются основными характеристиками. Значит, человек как мысль протяженности – вещь, а как модус мышления – идея. Вещная природа человека выражается в его теле, а идеально-мыслительная идея – душа. Но тело и душа это одно и то же. Тело же управляет душой и наоборот. Тело и душа существуют параллельно. Тело предъявляет душу или позволяет ей «говорить». Если бы у Бога не было мира, он бы не мог представить себя. Состояние души – это ее идеи. Состояние тела – это его движения. Но когда собственная неподвижность влияет на состояние души (голодание), сильные движения тела или желания, которые бессознательны, могут вызывать сильные движения души – аффекты или страсти, которые неконтролируемые. Страсти замутняют сознание – способность к рациональному и истинному познанию. Нахождение в познание возможно в душе, освобожденной от страсти, таким образом, задачи человека, чтобы совершенствовать собственную душу через познание Бога. Познание человека может начинаться с любой вещи, то есть и с самого себя. Поскольку все вещи взаимосвязаны, то и взаимосвязаны все идеи. Тело человека является сложным, то есть сложенным из частей. Тело – самое сложное из всех во Вселенной. В теле человека пересекаются все взаимосвязи Вселенной. Человек – центр Вселенной. Познавая самого себя, он может познать всю Вселенную, но надо избавиться от страстей.
Основные категории: Бог, субстанция, атрибут, существование, модус, природа, мышление, протяжение, природа творящая, природа сотворенная, душа, тело, идея, вещь, аффект, сложность как сложенность.
Бог – это совершенное существо, его совершенство является следствием совпадения сущности и существования.
Субстанция – бесконечное, самоосновное существование (Спиноза).
Атрибут – это существенное свойство субстанции, это такое свойство без которого субстанция не может существовать.
Модус - частное состояние атрибута.
Природа – протяженная субстанция.
Мышление = протяженность.
Протяженная природа – сотворенная природа, протяжение - сотворение
Творящая природа - обуславливает существование вещей.
Душа - идеально-мыслительная идея
Идея – модус мышления.
Вещь – модус протяженности.
Аффект или страсть - то, что помутняет сознание, сильные движения души, вызванные сильными движениями тела или желания, которые бессознательны.
Сложность как сложенность - сложенный из частей значит сложный.