Схоластика – направление в рамках Средневековой философии, которое развивалось в школах и университетах, находящихся при церкви. Основной вопрос, которым занимается схоластика, «спор об универсалиях». Он разделил всех представителей: номинализм и реализм. Универсалия – термин средневековья, которым обозначали общие понятия и идеи. Догмат о троице, Библия кроме Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа, называет еще просто Бога. Вопрос: «Кто он?» Номиналисты утверждают, что 3 ипостаси (сущности Бога) и для них Бог – это общее имя для всех троих. Существует обобщение. Реалисты утверждают, что это 3 лица, которыми предстает одновременно реальное существующий Бог. Существует единичное. Этот богословский спор перерастает в философский вопрос: «Что существует: общее или единичное?». Номиналисты говорят о том, что реально существуют универсалии, которые определяются так: общее имя, существующее только в нашем сознании. Реализм полагает, что универсалии существуют независимо от сознания, существуют единичные предметы, выражающие общее.
Ф.Аквинский – представитель перепатетиков. «Сумма против язычников», «Сумма тоелогии». Он обращается к философской системе Аристотеля и перерабатывает её так, что это учение не вступает в противоречие с догматами о творении мира из ничего (это называется креоционизм) и с учение о Богочеловечестве Иисуса Христа. Высшее начало – есть бытие. Бытие – это и есть Бог, который сотворил все из ничего. Для того, чтобы верить в Бога, необходимо доказать его существование, тем самым доказать веру. Т.о. доказательства:
- Движение. Все, что движется имеет источник движения в чем-то другом, поэтому должен быть предводитель, т.е. Бог.
- Причина. Все имеет причину, цель причин не может уходить в бесконечность, поэтому существует первопричина, т.е. Бог.
- Необходимость. Случайное зависит от необходимого, поэтому существует высшая божественная необходимость, т.е. Бог.
- Качество. Все имеет разные степени качеств (хуже/лучше), поэтому должен быть эталон, высшее совершенство, т.е. Бог.
- Цель. Все в мире имеет цель, поэтому существует высшее разумное начало, которое направляет все в мире к цели, т.е. Бог.
Т.о. Бог – это своя собственная сущность, т.е. в Боге сущность и существование тождественно друг другу, т.е. в Боге нет никакой акциденции.
Различая бытие и сущность, Аквинский не противопоставляет их, а говорит, что они имеют общее. Это общее – субстанция. Она обладает самостоятельным бытием в отличии от акциденции. Акциденция – не существенное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи, т.е. это несущественное свойство вещи. Субстанция – «нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, т.е. то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом».
Выводятся различия субстанциональных и акцидентальных форм. Субст форма сообщает каждой вещи простое бытие, т.е. при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении – нечто разрушилось. Акц форма – источник определения качеств, а не бытие вещей. Любая вещь может быть рассмотрена с точки зрения потенциальности и актуальности: «Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности». Соответственно выделяют 4 уровня бытийности вещей в зависимости от их актуальности:
- форма составляет внешнюю определенность вещи. Низкий уровень (камень, минерал).
- форма представляет собой конечную причину вещи, формирует тело изнутри. Это растительная душа.
- животное, форма есть действующая причина.
- (высшая) форма представляется не как образ высшей материи, а форма существует сама не зависимо от материи. Это разумная душа, высшая из сотворенных.
Не связанная с материей (телом) разумная душа не погибает при смерти тела, значит «самосущее», значит человеческая душа бессмертна, она самая благородная в сотворенной природе. Т.о. начиная с Бога; который есть чистый акт бытия, и кончая самым малейшим из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью. Она уменьшается по мере движения вниз, т.е. по мере уменьшения актуальности бытия существ, которые располагаются по иерархической линии.
Основные категории: град божий, град земной, откровение, монархия, раб, господин, универсалия, номинализм, реализм, 5 доказательств сущ бога, субстанция, акциденция, разумная душа.
Номинализм - отрицание существования общих понятий (универсалий), считая их лишь именами.
Реализм - универсалии существуют реально и независимо от сознания.
Откровение — проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует.