17 век. Основные проблемы: проблема метода в науке. Направления: сенсуализм (эмпиризм) и рационализм. Представитель эмпиризма - Ф.Бэкон, утверждавший, что знание- сила. Работы Новый органон» и Новая Атлантида». Он создал учение об идолах», которые вместе с ложными понятиями препятствуют познанию истины. В гносеологии он обосновывал приоритет опытных форм познания. Отсюда основной метод познания индукция. Представители рационализма Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт обосновал принцип радикального сомнения в познании. Главный тезис онтологии: Мыслю, следовательно, существую». Он - сторонник теории врожденных идей, приоритета в познании разума и интеллектуальной интуиции, дающих возможность познавать всеобщие истины. Признавал два рода субстанций материальную природу, атрибут протяженность и духовную, атрибут которой- мышление. В этом проявился дуализм Декарта.
1) БЭКОН Френсис (1561-1626) англ. философ и естествоиспытатель, основоположник методологии эмпирического (опытного) исследования, основанного на индуктивном методе. Основная работа "Новый органон". Создал учение об идолах» (призраках») ума, мешающих ученому получать достоверное знание. К ним относятся призраки рода, призраки пещеры, призраки рынка, призраки театра. Он сторонник экспериментальной науки, открытия торговых путей, поощрения мануфактур. В Новой Атлантиде» он утверждает, что богатство вполне положительная общественная ценность, способствующая развитию и процветанию страны.
2) ДЕКАРТ(1596-1650) Гл. работа Метафизические размышления». В познании приоритет отдает интеллекту и интеллектуальной интуиции. Считал, что познание начинается с сомнения. Главный тезис онтологии: Мыслю, следовательно, существую». Осн. категория метафизики Декарта- субстанция. Подлинная субстанция Бог, а сотворенный им мир делится на два рода субстанций материальную (природа), атрибутом которой является протяженность, и духовную, обладающую врожденными идеями, главный атрибут- мышление. В этом - дуализм Декарта.
3) СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) признавал одну субстанцию и определял ее как причину самое себя. Спиноза пантеист, для него Бог безличная сущность, тождественная природе.
4) ЛЕЙБНИЦ Г. (1646-1704) философ Нового времени, который противопоставил учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются единичные вещи, учение о множественности субстанций- монад. Монады - неделимые одушевленные сущности, взаимодействие которых рождает все многообразие мира.