илософия Древнего Китая: Основные школы (конфуцианство, даосизм).
Конфуцианство. Конфуций (6-5 вв. до н.э.), как и Сократ, учил устно. Занимался упорядочиванием древних книг и комментариев к «Книге перемен». В центре его философских поисков находится интеллектуальный и нравственный облик человека.. Его учение изложено в книге «Беседы и суждения» («Луньюй). Основные понятия учения« жень» - человеколюбие: «Чего не желаешь себе, не делай другим»; «сяо» - почитание родителей, старших, господина; «Ли» (ритуал, порядок), регулирующий отношения правителей и подданных. Без «ли» невозможен общественный порядок, благополучие и процветание в государстве. Конфуций создал учения об исправлении имен, о середине, о благородном муже.
Даосизм. Основатель Лао-цзы.(в переводе –старый учитель). Гл книга «Дао де дзин». Дао – естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией «ци» составляет основу мира. Субстанция «ци - мельчайшие частицы: темные тяжелые именуются «инь» (женское начало),светлые, легкие- «ян» (мужское начало). Вещи, пройдя определенный цикл возвращаются к своему началу, распадаясь на мельчайшие частицы. Важнейшим принципом даосизма является принцип «У-вэй», принцип созерцательного отношения к миру. «У-вэй» - «недеяние» - невмешательство в Дао, предполагающее внутреннее освобождение от эгоистической. деятельности. В их учении присутствуют начала диалектики: в добре зло, в несчастье - счастье, кто много сберегает, тот понесет большие потери. Сторонники даосизма призывали возвратиться к единству с природой, были против развития ремесел. Главная особенность древней китайской философии состоит в том, что в ней богатство духовной жизни с самого начала было предпочтительней рационалистической материальной жизни. Она была направлена преимущественно на организацию и управление социальной структурой бытия, что государственные интересы ставилось выше личных.
Философия Древней Индии носит религиозно-этический характер. Древнейший источник- «Веды». Философская часть «Вед» - «Упанишады» (в переводе- сидеть у ног учителя.). Существующие школы разделяются на 2 группы. Ортодоксальные, признающие авторитет «Вед» - ведические школы.
К ним относят следующие школы. Вайшешика, излагает учение о первоначала мира: земле, воде, огне, воздухе. Санкхья дуалистична, рассматривает многообразие мира на основе двух причин: материальной и духовной (пракрити и пуруша) Йога- учение о психотехнических практиках достижения духовного состояния, дисциплины тела, этической культуры, внимания и сосредоточенности, необходимых для постижения истины.
Неортодоксальные школы, которые не признают авторитет «Вед». Среди них Буддизм (6-5 вв. до н.э., гл. книга «Джаммапада»). Основателем учения стал принц Гаутама, получивший имя Будда (в переводе –просветленный).Он создал учение о 4 благородных истинах:
- Жизнь есть страдание
- Страдания следуют за желаниями.
- Путь избавления от страданий – путь избавления от желаний.
- Путь избавления от желаний- следование учению Будды.
Буддизм основан на нескольких важных положениях:
- Все многообразие бытия в буддизме обусловлено причинно-следственными связями (учение о карме – воздаянии за поступки в прошлой жизни).
- Буддизм учит не стремиться к устранению внешних причин страданий материальной жизни, а к тому, чтобы изменить отношение человека к ним.
- Осуждая крайности (погоню за мирскими наслаждениями и аскетизм), ведические ритуалы и преклонение перед авторитетами, буддизм учит, что, самосовершенствуясь, каждый человек способен достичь спасения и стать Буддой.
Основные категории:
- карма - воздаяние за поступки в прошлой жизни ,
- сансара - колесо перерождений,
- нирвана- преодоление сансары, «освобождение», полный уход из бытия.
Джайнизм. Джина - победитель своих страстей. Цель джайнизма - освобождение от страстей через знание и ведение аскетического образа жизни. Этика аскетического образа жизни.
Чарвака (материалистическая школа).Природа управляет собой сама. Мир и его явления познаваемы человеком. Аскетизм - условие самосозерцания и ощущения единения с Абсолютом.
Философия Древнего Востока - это целая эпоха в развитии мировой философской мысли. Многие ее идеи и положения были восприняты античной, а от нее и другими историческими типами философии, в том числе и русской религиозной философией, философией XX века, в частности философией жизни.
Персоналии: БУДДА (пробужденный, просветленный)-принц Гаутама, основатель буддизма, религиозно-этического учения существующего не одну тысячу лет. Будда учил, что человек сам способен достичь спасения, если будет следовать его учению о 4 благородных истинах. 1.жизнь - это страдание 2. страдания следуют за желаниями 3.путь избавления от страданий- избавление от желаний.4.путь избавления от желаний - следование учению Будды о созерцательном отношении к миру, стремлении изменять не мир, а свое отношение к нему.
КОНФУЦИЙ (551-479г до н.э)- основатель конфуцианства -известного религиозноэтического учения.» Ли»(ритуал, порядок)- главное понятие конфуцианской этики, регулирующей отношения правителей и подданных Поднебесной. «Правитель должен быть правителем, слуга –слугой, отец - отцом, сын – сыном». Занимался также упорядочиванием древних книг и комментариев к «Книге перемен». Интерес к идем Конфуция с конца XX века растет в современном Китае.
ЛАО-ЦЗЫ (VI в.до н.э.) полулегендарный мудрец, которому приписывают статус основателя учения о Дао (путь). Даосизм становится учением о достижении бессмертия на основе внутреннего самосовершенствования и медитации. Учение содержит начала диалектики: в добре-зло, в несчастье –счастье. Даосы выступали против развития ремесел, призывали к единству с природой, придерживались созерцательного отношения к миру, выраженного в принципе «увей» («недеяние»), невмешательства в Дао.