В содержании «Карнавала» 1834) есть явное сходство с идеями многих шумановских статей, направленных против филистерства (мещанства). Языком музыкальной аллегории здесь повествуется о том, как члены «Давидова братства» выступают против филистимлян. «Карнавал» написан в циклической форме, где сочетаются принципы программной сюиты и свободных вариаций. Сюитность проявляется в контрастном чередовании разнохарактерных пьес. Это: •карнавальные маски – традиционные персонажи итальянской комедии dell’arte; •музыкальные портреты давидсбюндлеров; •бытовые зарисовки – «Прогулка», «Встреча», «Признание»; •танцы, дополняющие общую картину карнавала («Благородный вальс», «Немецкий вальс»), и две «массовые сцены», обрамляющие цикл по краям («Преамбула» и финальный «Марш давидсбюндлеров»). Вместе с тем, «Карнавал» отмечен очень прочным внутренним единством, которое основано, прежде всего, на варьировании одного заглавного мотива – As. C. h. Он присутствует почти во всех пьесах, за исключением «Паганини», «Паузы» и финала. В первой половине цикла (№ 2 по 9) господствует вариант ля мажор, - ми мажор, - до мажор, - си мажор. с № 10 – ля бемоль мажор, - до мажор, -си мажор. Прикрепленность этого мотива к звукам конкретной высоты определила тональное единство цикла. Тональный план ограничен бемольными тональностями, ведущую роль среди которых играет ля бемоль мажор. Будучи главной тональностью в «крайних» пьесах (прологе и эпилоге), ля бемоль мажор создает прочную тональную арку всего «Карнавала». В этой же тональности написаны пьесы «Шопен», «Признательность», «Немецкий вальс», а также предваряющая финал «Пауза» (№ 12, 14, 16, 20). От номера 1 тональное развитие устремлено в доминантовый ми бемоль мажор с его побочными тональностями (си бемоль мажор, соль минор, и до минор). Во второй половине цикла затрагивается тональности субдоминантовой сферы. Единство цикла осуществляется также группировкой пьес по принципу парности (взаимодополняющий контраст характеров: Пьеро–Арлекин, Эвсебий–Флорестан) или трехчастности (Киарина–Шопен–Эстрелла, немецкий вальс–Паганини–немецкий вальс). Две последние пьесы – «Пауза» и «Марш давидсбюндлеров» – находятся в соотношении предыкта и кульминации. «Карнавал» обрамлен торжественно-театральными массовыми сценами (несколько ироническими – марши на ¾). При этом «Марш давидсбюндлеров» создает не только тональную, но и репризно-тематическую арку с «Преамбулой». В него включены отдельные эпизоды из «Преамбулы» (Animato molto, Vivo и заключительная стретта). В финальной пьесе давидсбюндлеры представлены темой торжественного марша, а филистеры – старомодным «Гросфатером», изложенным с нарочитой топорностью. Важным объединяющим фактором является также периодическое возвращение вальсового движения (жанр вальса в роли рефрена). Некоторые пьесы не имеют устойчивых завершений («Эвсебий», «Флорестан», «Шопен», «Паганини», «Пауза»). Эпиграфом к «Кокетке» является трехтакт, который одновременно завершает пьесу «Флорестан». Тот же самый трехтакт не только завершает «Кокетку», но и ложится в основу следующей миниатюры («Разговор», «Реплика»). Также в карнавале есть группы масок. 1-я группа: Пьеро, Арлекин, Каламбино, буквы. 2-я группа: давидсбюндлеры (Эвзебий, Флорестан, Паганини, Киарина, Эстрелла, Шопен). 3-я группа: сценки (“Разговор”, “Признательность”, “Признание”). Все эти пьесы объединены тонально, (только бемольные тональности – рэ бемоль-мажор, до-минор, соль-минор, ми бемоль-мажор и т.д.). Характеристика каждой части. №1 – “Вступление”. Ля бемоль=-мажор. Есть вальсообразный элемент, есть элемент в до-минор (Animato). Форма свободная. Номер 2 .– “Пьеро”. Ми бемоль-мажор. Есть хроматизмы. Она в нижнем регистре. 3-х частная форма (она почти во всех пьесах). Номер 3. – “Арлекин”. Изображает прыжки при помощи больших скачков (иногда октава и больше). Номер 4. – “Благородный вальс”. 3-х частная форма. Си бемоль-мажор. Порывистая, взволнованная музыка. Контрастная середина в соль-миноре. Номер 5. – “Эфсебий”. Ми бемоль-мажор. Музыка мечтательная. Номер 6. – “Флорестан”. Порывистая, импульсивная музыка. Темп постоянно меняется. Основная тональность – соль-минор. 3-х частная форма с незаконченной репризой. Она внезапно обрывается. Номер 7. – “Кокетка”. Ритмические и динамические контрасты. Си бемоль-мажор. 3-х частная форма. Номер .8 – “Разговор”. 1-я тема плавная (юноша). 2-я тема – “Кокетка”. Вся пьеса состоит из 1-го периода (около 2-х строчек). Перед № 9 – Сфинксы (без номера). Их часто не исполняют. Комбинация из тех самых 4-х нот. Номер 9. – “Бабочки”. Похоже на шелест крыльев. Си бемоль-мажор. Непрерывное движение шестнадцатыми создаёт скрытое 2-х голосие. 3-х частная форма (с Da capo). Номер 10. – “Танцующие буквы”. С острыми форшлагами. Ми бемоль-мажор. Вальс. 3-х частная форма. Номер 11. – “Киарина” (Клара). До-минор. Порывистая, страстная. Номер 12. – “Шопен”. Это – стилизация музыки Шопена. Ля бемоль-мажор. В ней 1 период. Номер 13. – “Эстрелла”. Фа-минор. Широкие скачки. Номер 14. – “Признательность”. Это – сценка. Ля бемоль-мажор. Постоянное стаккато. 3-х частная форма. Номер 15. – “Панталоне и Каламбина”. Фа-минор. В ней 2 маски. 3-х частная форма. В крайних частях – портрет Каламбино. Она как бы танцует на пуантах. Середина – Панталоне. Легато. рэ бемоль-мажор. Низкий регистр. Номер 16. – “Немецкий вальс”. Ля бемоль-мажор. Номер 17. – “Паганини”. Фа-минор. Очень много техники, большие скачки. Номер 18 – “Признание”. Сценка. Фа-минор. Мягкая музыка. Миниатюрная 3-х частная форма. Номер 19. – “Прогулка”. Рэ бемоль-мажор. Номер 20. – “Пауза”. Собираются все давидсбюндлеры. Ля бемоль-мажор. Последняя пьеса – “Марш давидсбюндлеров против филистимлян”. Несмотря но то, что это – марш, он написан в размере 3 четверти. Группу филистимлян характеризует старинная тема 17 века – Gross Fatter (дедушка). В этом марше есть кружащиеся мотивы из “Прелюдии” (“Вступление”). Заканчивается победой давидсбюндлеров.