Созданный в 1827 году, то есть спустя 4 года после «Прекрасной мельничихи», второй песенный цикл Шуберта стал одной из вершин мировой вокальной лирики. То обстоятельство, что «Зимний путь» завершен всего за год до смерти композитора, позволяет рассматривать его как итог работы Шуберта в песенных жанрах (хотя его деятельность в области песни продолжалась и в последний год жизни). шуберт назвал этот цикл «ужасными песнями». Во всей камерной вокальной литературе найдется немного произведений которые по глубине и впечатляющей силе могут сравнится с зимним путем. Вообще образ пути характерен для творчества шуберта зимний путь как и цикл прекрасная мельничиха шуберт создал на тексты немецкого поэта вельгельма кюля. Зимний путь не просто собрание песен а именно песенный цикл из 24 песен представляющий собой единое многочастное произведение. Хотя настоящее сюжетное развитие в цикле отсутствует. И каждый этап дороги в никуда относительно равнозначен последовательность есть отражает внутреннее самого образа героя. Содержание цикла это не личные переживания, а именно шуберт хотел отразить реальность окружающей действительности. Если проследить общий путь драматургического развития образов цикла можно выделить в нем нечто напоминающее экспозицию. Первые четыре песни показывают состояние героя в различных его аспектах. Пятая вносит острый драматургический контраст истаивающий в следующих двух песнях. Нечто родственное разработке песни в восьмой по шестнадцатую. Нечто подобное репризе песни –в деревне бурное утро обман. Возвращается последование тональных устоев данных в начале цикла своеобразная кода ложное солнце и шарманщик в которых в последний раз более смягченно в сглаженном виде выступает основной контраст всего произведения. Главная мысль зимнего пути отчетливо уже проявляется в первой песне. Музыка зимнего пути не однопланова, образы передающие разные грани страданий героя отличаются разнообразием их диапазон простирается от выражения придельной душевной усталости шарманщика до отчаянного протеста бурное утро. Главный драматургический конфликт цикла составляет противопоставление безрадостной действительности и светлой мечты многие песни окрашены в светлые тона. Но и здесь композитор подчеркивает элюзорность обманчивость многих светлых образов. Неслучайно эти образы возникают как правило в условиях прозрачной хрупкой погоды. Тихой динамики часто противопоставление мечты реальности представляет как внутренний контраст в рамках одной песни. Музыкальные контрасты содержатся во всех песнях зимнего пути кроме шарманщика. В нем мы не наблюдаем ни какого контраста а на оборот статичное движение. Ярким примером выхода в реальность является песня весенний сон она начинается с весеннего цветения природы и любовного счастья. Вальсообразное движение в высоком регистре ля мажор прозрачная фактура тихая звучность придает мысли легкий мечтательный и призрачный характер . модель же фортепьянной партии подобна птичьим голосам. Внезапно развитие этого образа обрывается уступив место образу исполненному глубокой душевной боли и отчаяния. Он придает внезапное пробуждение героя и возвращение его к реальности. Мажору противопоставляется минор неспешному развертыванию ускоренный темп резкие сухие стучащие аккорды напряжение нарастает в восходящих секвенциях до кульминационного ФФ Заключительный 3-й эпизод носит характер сдержанной, полной смирения грусти. Таким образом, возникает открытая контрастно-составная форма типа а б ц. В ином соотношении находятся контрастные образы в «Липе». Песня изложена в контрастной 3хчастной форме, полной эмоциональных «переключений» от одного состояния к другому. Однако в отличие от песни «Спокойно спи», контрастные образы находятся в вариантной зависимости друг от друга. В фортепианном вступлении возникает триольное кружение 16-х на pp , которое ассоциируется с шелестом листвы и дуновением ветерка. Тематизм этого вступления самостоятелен и в дальнейшем подвергается активному развитию. Ведущий мажорный образ «Липы» – это воспоминание героя о счастливом прошлом. Музыка передает настроение тихой светлой грусти по чему-то невозвратно ушедшему (сходство с «Колыбельной ручья» из «Прекрасной мельничихи» в той же тональности ми-мажор)[4]. В целом первый раздел песни состоит из двух строф. Вторая строфа представляет собой минорный вариант первоначальной темы. К концу 1-го раздела вновь восстанавливается мажор. Подобные «колебания» мажора и минора являются очень характерной стилевой особенностью музыки Шуберта. Во втором разделе вокальная партия насыщается речитативными элементами, а фортепианное сопровождение становится более иллюстративным. Хроматизация гармонии, гармоническая неустойчивость, колебания динамики передают бушевание зимней непогоды. Тематический материал этого фортепианного сопровождения не новый, это вариант вступления к песни. Реприза песни варьирована. Сравнение с «Прекрасной мельничихой» Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь: •Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений. •Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль. •Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями: ◦интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов, а также мотив в миноре; ◦ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»); ◦тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них. зимний путь является кульминацией творчества шуберта. Это цикл который раскрывает его позний стиль. Зимний путь является символом жизни шуберта который во многих отношениях не только в жизненном но и в отношении восприятия окружающей действительности является трагическим. Уникальность цикла обусловлено тем,что 24 песни написаны на тему, как многие современные люди охарактеризовали бы грусная. 24 песни отражают собой 24 оттенка одного состояния И конечно удивительно как шуберт пользуясь достаточно ограниченным арсиналом средств сумел описать это состояние, увидеть тонкие грани. В зимнем пути движение осуществляется от первой песни спокойно спи в ре миноре к шарманщику но самое страшное что в конечном итоге оно некуда не приводит. это долгий длинный путь в никуда ,но тем не менее этот путь есть этот путь от скорбных страданий переживаний воспоминаний сталкновений мечты которая еще где то живет в сердце. Бессилие драматических взрывов против окружающего мира к моменту страшного смирения ,смирения смерти ощущение пустоты и осознание бессмысленности своего существования бессмысленности пути бессмысленности жизни и то как он выстроил этот путь подтверждает это. Цикл прекрасная мельничиха связан с циклом зимний путь зимний путь начинается с того момента, как заканчивается прекрасная мельничиха, а она закончилась зимой и вот этот весь путь он весь протекает зимой. Нужно учесть что мельничиха закончилась смертью а зимний путь начинается песней спокойно спи. Сразу вспоминается что мельничиха начиналась песней путь. в путь куда? В зимний путь. Образ пути с ручьем. Этот ручей не однократно возникает и в зимнем пути застывший ручей застывшие слезы. Этот путь которы в прекрасной мельничихе имел четкую направленность то движение в зимнем пути это движение по спирали и вниз т. Е. момент кружения и с каждым новым витком мы возвращаемся к тем же мыслям к тем же идеям переживаниям но это все приобретает более трагический оттенок. Страшно не то дно которого достиг человек а страшен этот бесцельный путь