История создания! 1820-е годы — пора расцвета творчества Шуберта. Уже написаны сотни песен, которые постепенно начинают завоёвывать признание у любителей музыки, исполняются на домашних вечерах. В последние 5 лет своей короткой жизни композитор создает новый крупный романтический жанр — вокальный цикл, состоящий из 20 и более миниатюр. Таких циклов у Шуберта два, и оба написаны на тексты Мюллера. Вильгельм Мюллер (1794—1827) — современный Шуберту немецкий поэт-романтик, проживший почти столь же короткую жизнь. Шуберт работал над циклом прекрасная мельничиха в Вене, предположительно, летом 1823 года, завершив в начале следующего. Летом 1824-го он поехал в Желиз, венгерское имение графа Эстергази фон Таланта, вновь, как и 6 лет назад, пригласившего его в качестве домашнего учителя. Здесь Шуберт познакомился с близким другом семьи Эстергази, 25-летним тенором-любителем бароном Карлом фон Шёнштайном, которому аккомпанировал в домашних концертах. Ярый приверженец итальянской оперы, Шёнштайн, однако, увлекся песнями Шуберта и впоследствии стал одним из лучших исполнителей его музыки. Особенно нравилась Шёнштайну «Прекрасная мельничиха», которая и была посвящена ему. Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществленное непосредственно после сочинения, в 3 тетрадях на протяжении февраля—августа 1824 года. это цикл состоящий из 20 песен написанный в 1823 г. на слова вельгельма мюллера. Оп.25 этот цикл еще называют романтичным здесь переплетаются многие важные для романтизма темы изначально цикл стихов мюллера состоял из 25 песен но шуберт оставил всего 20 и в целом содержание от этого не пострадало. В шубертовском цикле большинство песен написано в простой куплетной форме, типичной для немецкой и австрийской народной песни. К подобной простой строфичности Шуберт и в ранние годы обращался редко. В 20-е же годы он отошел от куплетности в целом, предпочитая созданную им форму свободной миниатюры. Народный характер стихов ясно отразился и на мелодической структуре песен. В целом «Прекрасная мельничиха» — одно из наиболее ярких воплощений у Шуберта образов народной поэзии в музыке. Шуберт создал здесь особый тип лирической музыкальной драматургии, который не укладывался в рамки оперного жанра. Он не следовал за Бетховеном, который еще в 1816 году сочинил песенный цикл «К далекой возлюбленной». В отличие от бетховенского цикла, построенного по сюитному принципу (то есть отдельные номера сопоставлялись без внутренних связей), песни «Прекрасной мельничихи» объединены между собой. Шуберт достигает внутреннего музыкально-драматического единства новыми приемами. Не будучи всегда очевидными, эти приёмы тем не менее ощущаются музыкально восприимчивым слушателем. Так, большую объединяющую роль играет сквозной образ цикла — изобразительный фон ручейка. Между отдельными песнями существуют перекрестные тональные связи. И, наконец, последовательность образов-картин создает целостную музыкально-драматургическую линию. Романтический вокальный цикл состоящий из песен между которыми существует большое количество взаимосвязи на различных уровнях и имеющий единую линию развития. переломным моментом является момент перехода наивного юноши который пережив личную драму преобретает новое качество. Качество романтического героя это является главной темой всего цикла первоначально действие идет по возрастающей к кульминации пауза за тем остановка и за тем нисходящая линия связанная с образом страдающего романтического героя. Средствами объединения являются : сюжет ,сквозные темы лейт тональности среди которых пресутствуют соль мажор соль минор- это лейт тональность ручья ми мажор это тональность вообще всего творчества шуберта связанная со смертью за тем ля мажор ре мажор тональности радости любви . самой главной объединяющей силой становится единая линия развития на которой можно показать узловые кульминационные песни. Этими точками являются: 1 песня путь она говорит о движении о стремлении жить музыкальное развитие предсказывающая нам общую идею музыкального развития. 5 песня праздничный вечер. кульминационная песня в которой меняется форма ,она трехчастная крайние части очень драматичны очень неустойчивы, а средняя часть напротив умиротворенная. Кульминационной она является по тому, что мы здесь в первые видим душу этого героя, то что его душа не есть реальность и что главные события будут происходить в его душе секстовые интонации драматическое интенсивное сопровождение показывают нам что в душе героя происходит буря чувств он находится в смятении. А в гармонично устойчивой середине мы видим что такую бурю чувств вызывает у него то что мельник и дочка желают ему спокойной ночи. А в крайних частях это внутреннее брожение. 11 песня это лирическая кульминация, кульминация восходящей линии. Он понимает что он любил, что его чувство ответно. Песня пауза выводит смысл этого цикла с уровня жизни конкретного человека на уровень обобщения, так как в кульминационной песне речь идет не о мельнике не отдельном человеке а вообще о художнике который способен творить только тогда когда он несчастен. Драматическая кульминация приходится на песню охотник так же 19 номер где мы снова видим мельника и ручей. В первой части ести песня зеленый цвет а во второй части естьлюбимый цвет и там в тональности си минор, страшная темная тональность, он вспоминает этот любимый цвет и вот все те образы которые в первой части вызывали столько чувств, радости они отражаются уже в трагическом свете во второй части. Образ ручья как уже говорилось в новь возникает в №19, «Мельник и ручей». Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла — №20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.