Базируется на понимании человека как высшей ценности.
Этика – особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми. Регуляция этих отношений – система нравственных норм, которые предписывают поступать так, а не иначе.
Проблема - как и кем могут быть обоснованы эти нормы чтобы иметь всеобщий обязательный характер.
Системы нравственных правил не должны опираться на религиозные догмы, и они не исходят из социально-исторического опыта людей, тк это не достаточное обоснование нравственности, тк они не исходят из понятия истины, не зависят ни от бога, ни от накапливаемого опыта.
Основа нравственности – подобие схем рассудка человека, помогающих упорядочить ощущения. Поэтому нравственный закон должен быть внутри человека, тогда он истинен и самодостаточен.
Нравственно то что связано с исполнением долга по отношению к себе (сохранение своей жизни) и к другим (делать добро).
Начало человеческой мудрости – моральное самопознание, которое формирует беспристрастность в суждениях о самом себе при сравнении с законом и искренность в признании себе своего морального достоинства или недостойности.
Еще одно врожденное свойство человека – совесть как своеобразный практический разум, с помощью которого человек осуждает или оправдывает поступки свои и других.
Идея человеческого достоинства, которое является результатом уважения не к жизни, а к чему-то совершено другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения.
Кант был против натурализма – в природе нет основы морали.
«Основы метафизики нравственности»: конкретизация понятия «долг». Долг – человека по отношению к высшим существам (если они есть), человека перед человеком (нравственный), человека перед низшими существами (ж-ные). Долг человека перед человеком – перед самим собой (забота о сохр своего физ тела и о себе как о дух существе) и перед другими людьми (уважение, благожелательность, любовь).
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это небо надо мной и моральный закон во мне»
Императив, по Канту, - предписание воли.
Гипотетический императив. Волевые действия, сопровождающие процессы труда и повседневной жизни. Руководствуясь им, человек не ставит перед собой вопрос о нравственной цели своих действий, а лишь решает вопрос о выборе средств соответственно заданной цели. Если хочешь достичь такой-то цели, сделай то-то.
Категорический императив. Основной закон, определяющий нравственную сторону действий человека, всеобщий обязательный закон, содержащийся в практическом разуме. 1 ф-ка: Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то е время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. 2 ф-ка: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице других так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству.
Им должны руководствоваться все люди независимо от происхождения, богатства и тд.
Сформулированы в «Основах метафизики нравственности». Определяют только форму морального поступка, ничего не говоря о содержании. Этим отвечают на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственности. Нравственно человек поступает, лишь когда возводит в закон своих долг перед человеком и человечеством.