Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Зачатки: Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.
Софисты: Вторая половина 5 – первая половина 4 веков до н.э.. Самый известный софист - Протогор . Человек есть мера всех вещей (с). Софисты впервые поставили вопрос о том что относительны или абсолютны этические понятия - они от богов или от человека
Природа вещей неизменна так как не может быть причиной подобной изменчмвости следовательно природа изменчивости человек
В основе человеческой жизнидеятельности лежит нормальное стремление к пользе. Стремясь к пользе человек устанавливает нравственные понятия - то что мне полезно я назову это добро, а все что мне не полезно это зло
Утилитарный подход - основанный на пользе (добро то что мне полезно,зло то что может мне навредить)
Тк понятие пользы и добра универсальны =>нет общих понятий нравственности законов и быть не может тк каждый формирует их для себя
Критиковал софистов Сократ: Добродетель по Сократу это знание. Для софистов это польза. Сократ говорил что польза это хорошо но не это основание морали.
============Поскольку представление о пользе у каждого человека индивидуально, постольку единых, универсальных, общепринятых нравственных понятий нет и не может быть. Все нравственные понятия индивидуальны, субъективны и относительны. Таким образом от софистов берут начало две тенденции: утилитаризм в этике, релятивизм.