Тенденции: Рационализм (Декарт, Спиноза), попытка соединить общ. благо и индивид. благо.
Выход науки на первое место. Две основные тенденции:
- Попытка примирить извечное стремление человека к индивидуальному благу и представление об общественном благе.
- Поиск универсального научного метода.
Пригодного и для изучения законов природы, социальногоразвития и принципов морали. Этим занимался Р. Декарт: Все поступки человек совершает под влиянием страстей. Страсти – это такие движения души, которые возникают при воздействии внешней среды или внутренних органов и побуждают душу желать то полезность чего подсказывает сама природа.
Спиноза «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделённая на пять частей в которых трактуется: первая о Боге, второе о происхождении души, третье о природе и прохождении аффектов, четвёртое о силе аффектов или о человеческом рабстве, пятое о силе разума или человеческой свободе».
Кант автор трансцендентального идеализма. Критика чистого разума. Предлагает подвергнуть переосмыслению разум.
В еропейской традиции укрепилось то, что всякое знание начинается с опыта. У Канта часть наших знаний порождается самой познавательной способностью разума, сконструировать вокруг себя условия опыта. Опытное знание единично, а потом случайно. Не гарантирует объективности знания.
Априорное знание – доопытное знание.
Кант провозглашает абсолютную автономию морали. В отличии от других гетерономных концепций.
Мораль не выводима не из чего. Это априорные принципы человеческого разума.
==============
две основные тенденции развития этических норм в новое время:
- попытка примирить человека от извечного стремления к индивидуальному счастью,благу и понятие общественного блага,для всего общества
- поиск универсального научного метода (один закон для всего: изучение природы, изучение социума, изучение морали)
Этика разумного эгоизма (развивается во Франции-Гольбах,Гельвеций и русские революционные демократы - Чернышевский,Белинский)
Рене Декарт - французский философ,физик "я мыслю-следовательно существую"
Человек это неотъемлемая часть природного мира, поэтому он подчиняет все процессы которые происходят в организме природе.
Все поступки человек совершает под влиянием страстей. страсти это такие движения души которые возникают при воздействии внешней среды или внутренних органов и побуждают душу желать то полезность чего подсказывает сама природа.
Страсти это врожденное качество и по мере взросления они дифференцируются (множатся) но 4 остаются : удовольствие - не удовольствие, ненависть - любовь.
Спиноза (нидерландец) - создавал светскую этику
Этика доказанная в геометрическом порядке и разделенная на 5 частей
- о боге (Спиноза - бог во всем.растворение творца в творении)
- о происхождении души
- о природе и происхождении аффектов(аффект у Спиноза это почти страсти по Декарту)
- о силе аффектов или о человеческом рабстве
- о силе разума или человеческой свободе