Категория контекст столь важна для коммуникативной лингвистики, что по ее значению и роли в теоретических построениях легко определяется то или иное направление в изучении языкового общения.
Речевой контекст или ко-текст используется в первую очередь в лингвистике текста, а также в конверсационном анализе и дискурс-анализе (в узком смысле). Отношения дискурса с ко-текстом не сводимы к анафоре и кореференции, названные выше направления стремятся реконструировать когезию и/или когеренцию (формальную связанность и смысловую связность, соответственно) дискурсов как макрограмматических единиц. Однако объяснить когезию и когеренцию текста как исключительно грамматические категории очень трудно. Отсюда и возникает необходимость соотнести их с социально-культурными и когнитивными процессами, т. e. с другими типами контекстуальности.
Экзистенциальный контекст обычно подразумевает мир объектов, состояний и событий, — все то, к чему отсылает высказывание в акте референции.
Исследованиями значений и смыслов в экзистенциальных контекстах занимаются логическая семантика и прагматика.
Ситуационный контекст, формирующий социологическое, а подчас этнографически и антропологически ориентированное, широкое социально-культурное направление прагматики, содержит набор факторов, частично определяющих значения языковых и прочих знаковых выражений. Ситуации как контексты представляют собой обширный класс социально-культурных детерминант, среди них: тип деятельности, предмет общения, уровень формальности или официальности, статусно-ролевые отношения, место общения и обстановка, социально-культурная «среда» и т. п.
Акциональный контекст представляет особый класс ситуаций, которые конституируются самими речевыми действиями — речевыми актами.
Психологический контекст включает интенции, верования, желания и др. установки, которые понимаются в данной классификации как своего рода психологические, или когнитивные рычаги, отвечающие за программы действий и взаимодействий в общении.
Формы хранения знаний в дискурсе.
Идеи о том, что существуют некие психологические заготовки, которые активизируются в сознании человека при обработке им информации, поступающей извне, не нова. Это отмечалось многими психологами, в том числе Барлеттом, который в 1932 году предложил термин «схема» для обозначения стереотипных представлений о действительности, которые задействованы при вербализации прошлого опыта.
Были введены новые понятия – фрейм и скрипт (сценарий).
Фрейм – когнитивная структура, основанная на восприятии знаний о типических ситуациях и связанных с этими ситуациями ожиданиями, свойствами и отношениями реальных и воображаемых объектов. Фрейм строится из вершины (тема/топик/макропропозиция) и слотов (терминалов). Слот – часть фрейма для хранения информации, набор слотов может быть ограниченным для каждого человека.
Сценарий – форма хранения знаний о стандартной последовательности событий, обусловленной повторяемостью ситуации.
Термин фрейм, еще до введения его американскими когнитивистами, использовался в социологии и социальной психологии для обозначения различных способов видения общественно-значимых проблем. Также был введен термин «рефрейминг», активный раздел генной психологии, когда человека стимулируют и помогают ему сознательно изменить фрейм своей жизни.
Помимо форм хранения знаний о понимании дискурса, исследователи выделяют и суперструктуру, которая связана с формой дискурса, или жанром. Самый исследованный – нарративный дискурс. Уильям Лабов предлагает следующую структуру нарратива:
1) Краткое содержание – вступление, касающееся содержания будущего рассказа;
2) Ориентация – сведения о времени/месте/участниках событий, о которых пойдет речь;
3) Осложнения – интересное событие, которое нарушило привычное течение жизни действующего лица;
4) Оценка – личное отношение рассказчика к повествуемым событиям;
5) Развязка – чем дело закончилось;
6) Кода – часть, возвращающая адресата из мира рассказа в настоящий момент рассказывания.
Термин жанр в дискурсном анализе понимается иначе, чем литературоведении. Здесь жанр – форма хранения знания о приемлемой, конвенционально допустимой форме дискурса. Речевые/дискурсные жанры, такие как: произнесения поздравительной речи, тоста, поздравление друга – различаются конвенциональными отношениями между автором и адресатом, которые традиция связывает с каждым из этих жанров.