Развитие идеи философского языка в XVII в.
(Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс, Рене Декарт)
Френсис Бэкон (1561 – 1626) Мы, говоря на том или ином языке, вводим себя в заблуждение, потому что мы пользуемся словами, которые являются человеческими идолами. Мы не понимаем их значения. Он предлагал создать новый язык. Язык естественный – неправильный, не только потому, что форма слова вводит нас в заблуждение, но также в нем есть правила с исключениями. А правильный язык нужен для того, чтобы правильно мыслить. Этот язык должен быть искусственным, очищенным от всех неправильностей, исключений, все должно быть четко и регулярно. Правильный язык можно создать на основе философской грамматики. Чтобы ее упрощать, надо пользоваться индуктивным методом. Нужно выяснить общие для всех народов понятия, а затем изучать частные и каким-то образом подравнивать. К тому времени увеличивается объем знаний о языках мира. Бэкон говорил, что язык надо изучать в плане анализа возможности упрощения, и упрощать каждый конкретный язык. В его трудах возникла идея о создании философской, или универсальной грамматики. Языки надо сравнивать, говорил он (сравнительно-историческое языкознание). По его мнению, универсальный язык должен отличаться благозвучием.
Джон Локк (1632 – 1704) утверждал, что языки надо сравнивать, и создавать новый язык.
Томас Гоббс (1588 – 1679) говорил: «Есть простые и сложные понятия». Предлагал выделять, прежде всего, не сложные понятия, а элементарные. И комбинируя их – создавать более сложные.
Рене Декарт (1596 – 1650) полагал: все исходные, элементарные понятия можно расположить в определенном прядке, подобно естественному ряду чисел. А все бесконечное разнообразие чисел получается в результате комбинаций всего лишь десяти цифр. Можно научиться за один день называть все числа на любом иностранном языке. Точно также вся система понятий может быть сведена к незначительному числу элементарных, далее неразложимых понятий. Истинная философия может перечислить все мысли и расположить их определенном порядке. В результате применения определенных формальных операций по определенным правилам можно получить выводные знания, истинность которых гарантируется философским характером языка. По своему устройству такой язык предполагался предельно простым; он должен иметь один способ спряжения, один способ склонения и единый способ словообразования; в нем не должно быть неправильных слов и исключений. Люди в течение шести месяцев свободно овладеют языком.