пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История дизайна

29. Художественный авангард в Европе и России. Абстракционизм. (В. Кандинский. П. Мондриан.) Супрематизм (К. Малевич. Архитектоны. Супрематический фарфор. Э. Лисицкий.)

Начавшаяся в Германии интеграция искусства и техники (о чем рассказывалось в Лекции 9) получила мощный импульс в послереволюционной России от авангардистских течений и возникшего под их влиянием производственного искусства. В 1920-е годы сформировались новые принципы формообразования предметной среды, определилась вполне упорядоченная структура художественно-композиционной системы в предметно-художественной сфере творчества. Этому феноменальному явлению, уходящему корнями в 1910-е и более ранние годы, посвящены фундаментальные труды искусствоведа Селима Омаровича Хан-Магомедова, удостоенного за них Государственной премии в области литературы и искусства Российской Федерации.

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе  Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер 26-летней слушательницей школы. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись.

Супрематизм, идущий от экспрессионизма (Винсент Ван Гог, Анри Матисс) через творчество В. Кандинского-абстракциониста, характеризуется как течение субъективных и эмоционально-анархических форм, ставящее искусство выше жизни и желающее жизнь переделать под искусство.

Питер Корнелис (Пит) Мондриаан— нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Термин «супрематизм» был создан Казимиром Малевичем для определения абстрактных композиций, представленных им на последней футуристической выставке картин «О, 10» (ноль, десять) в Петрограде, декабрь 1915 года. Этот термин происходит от латинского «supremus» (высший, крайний), образовавшему в родном языке художника, польском, слово «supremacja», что в переводе означало «превосходство», «доминирование». Геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, располагаются в трансцендентном (вне реальной конкретной ситуации) пространстве, «белой бездне», образуя динамично-статичные гармоничные композиции. Супрематизм в своем развитии имел три плоскостные ступени — цветную, белую, черную, а также стадию объемных композиций в реальном пространстве — архитектон.

Казимир Северинович Малевич (1878—1935), талантливый живописец, теоретик искусства, философ, оказал большое влияние на искусство XX века. Он родился в многодетной семье польских эмигрантов на Украине. В начале 1900-х работал как неоимпрессионист, 1912—1914 годы — период «кубофутуризма» (сотрудничает с поэтом-заумником А.Е. Крученых и художником-футуристом Велимиром Хлебниковым). С 1915 года разрабатывал свой беспредметный стиль как платформу для дальнейшего развития пространственных искусств, включая архитектуру.

К. Малевич одним из первых нащупал те предельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля XX века. Со временем супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики «выплеснулся» в виде суперграфики, декора, орнамента на архитектурные объекты, транспортные средства, ткани, предметы быта, широко стал использоваться в прикладной графике, графическом дизайне (оформление книг, рекламные и агитационные плакаты, упаковка и пр.).

При всей внешней принципиальной разнице (на первый взгляд) две концепции формообразования (конструктивизм и супрематизм) дополняли друг друга. Быстрее всех это почувствовал и использовал на практике художник-авангардист, график, архитектор и теоретик Лазарь Маркович Лисицкий — Эль Лисицкий (1890—1941). Будучи вначале полностью и без остатка поглощен супрематизмом, он в 1919—1921 годах создает свои проуны (проекты утверждения нового) — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел. Позднее он синтезировал концептуальные моменты конструктивизма, супрематизма и своих идей в практике полиграфии, выставочных экспозициях и дизайне предметов. Преподавал во ВХУТЕМАСе (1921 и 1925—1926). В докладе 1924 года Эль Лисицкий, в частности, указал, что «Черный квадрат» Малевича, символ русского художественного авангарда, не только знаменует предел реалистического направления живописи.

 


19.06.2014; 23:39
хиты: 1672
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь