Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне, одним из
инициаторов и устроителей которой был и Г. Коул, до конца обострила культурные
проблемы взаимодействия человека с предметной средой, искусства (художественной
деятельности) — с техникой (инженерным проектированием). Наиболее
прогрессивные европейские архитекторы, художники и искусствоведы
были поражены «бесстильем и эклектикой» изделий машинного производства и
произведений прикладного искусства, представленных на выставке.
Художник и общественный деятель Уильям Моррис под влиянием идей
Дж. Рескина предпринял в Англии утопические попытки через движение за обновление
искусств и ремесел вернуться к высокому художественному уровню ремесленного
труда.
Джон Рескин (1819—1900), английский философ, писатель, теоретик искусства
выступал с лекциями-проповедями, пользовавшимися большим успехом.
Большинство его идей и утверждений сегодня кажутся тривиальными (лишенными
оригинальности), но надо помнить, что они высказывались полтора столетия
назад. Это он впервые заговорил в Оксфорде о первостепенности утилитарного,
что «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения
в промышленности», что искусство любой страны «есть выражение ее
общественной и политической добродетели». Он проклинал машинное производство,
т.к. оно, по его мнению, разрушает красоту и радость, присущие вещам, созданным
руками человека.
Уильям Моррис (1834—1896) сыграл завидную роль в развитии культуры
своей эпохи. Он был не только талантливым художником, но и теоретиком искусства,
публицистом, издателем, политическим деятелем и организатором.
У. Моррис не принимал современную ему техническую цивилизацию и пытался
осуществить на практике идеи Дж. Рескина по возрождению средневекового искусства,
ремесленного изготовления вещей. С друзьями он основал фирму «Моррис
и К0», где на основе ручного труда создавались мебель, посуда, занавеси,
ковры, обои, витражи и пр. В 1865 году было основано движение «Искусства и
ремесла» с мастерскими, издавался журнал «The Studio» (1893), появилось понятие
«Нового английского стиля», или стиля «Студия» [7.2].
Позиция Морриса: от массовой продукции с безвкусной имитацией ручного
декора назад к выразительной работе ремесленников для широких народных
масс. Это были наивные и безрезультатные попытки остановить технический
прогресс, уничтожить машинное производство с гораздо более дешевой продукцией.
Но его усилия помогли увидеть и осознать проблему необходимости иного,
чем ремесленный, подхода к воссозданию предметного окружения, к проблемам
материально-художественной культуры в период промышленной революции.
Идеи и деятельность У. Морриса, его лозунг «Красота и удобство» были подхвачены
художниками модерна, нашли продолжение в деятельности английских
рационалистов рубежа XIX и XX веков, во многом повлияли на формирование
течений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России.
Готфрид Земпер (1803—1879), немецкий архитектор и теоретик искусства,
иначе относился к машинному производству, чем Дж. Рескин и У. Моррис. Он
был достаточно известным архитектором, построил, в частности, Оперный театр
и здание Картинной галереи в Дрездене, реконструировал район в Вене.
После участия в революционных событиях 1850 года эмигрировал из Германии
в Англию, где занимался подготовкой экспозиции Первой Всемирной выставки
1851 года. Сразу после закрытия выставки вышла его небольшая книга
«Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по
улучшению вкуса народа в связи со Всемирной промышленной выставкой в
Лондоне». Он попытался дать анализ современной ему культуры с точки зрения
связи художественного творчества и массового промышленного производства,
разбирая представленные на выставке произведения прикладного искусства
и изделия промышленности. Отмечал, что неудовлетворительное положение
в художественной промышленности основано на «отсутствии таких уже
требуемых наукой материалов, которые придали бы новым творениям качество
строгой необходимости».
Углубляясь в анализ вопросов эстетического и художественного порядка в
изделиях машинного производства с позиций теории стиля, написал труд
«Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика».
В этом 2-томном капитальном труде (1860—863), оставшемся незаконченным,
Земпер попытался создать всеобъемлющую теорию художественной формы и
обозначить пути выхода из кризиса. Он впервые достаточно полно рассмотрел
причины, определяющие характер формы объектов в природе и в искусстве, в
повседневных вещах. По его суждениям, форма вещи определяется: целью, которой
вещь служит (утилитарной функцией); используемым материалом; технологией
производства вещи; религиозными установлениями и социально-политическими
порядками (идеологией); личностью творца — художника (архитектора).
Земпер не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику
» в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи
теории функционализма.