В конце 1970-х годов в европейско-американской культуре достаточно ясно
проявились новые ориентиры во всех областях искусства и интеллектуальной
деятельности - от религиозной мысли до принципов организации промышленной
технологии. Уходила эпоха, названная «Новым временем», наступало некое
«Посленовое» время. В обществе потребления, информации и досуга все явственнее
чувствовались изменения в мировоззрении «массового человека». Труженика
с независимой индивидуальностью, активной жизненной позицией стал
оттеснять «одномерный человек» со стандартными, внушенными извне потребностями,
конформист, пассивно принимающий существующие порядки.
Новый характер мировосприятия, новое отношение к теории и практике
творчества складывались из процессов в различных областях интеллектуальной
деятельности: философии, науке, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре,
дизайне и др. Согласно новому направлению, мир не имел рациональной
устроенности: им управляли непознанные законы развития. Ставилась под
сомнение система ценностей, созданная евроцентрической цивилизацией. Различные
течения, направления и школы в интеллектуальной деятельности получили
название постмодернизм.
Зарождение осознанных постмодернистских настроений восходит к 1960-м
годам. Американский архитектор, дизайнер и педагог Роберт Вентури (род. в
1925) в своей книге «Сложности и противоречия архитектуры» (1966) поставил
под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственные модернизму,
и сформулировал тезисы антифункционализма. Он утверждал, что многозначность
и противоречивость также заслуживают своего места в прикладном искусстве,
что архитектура модернизма была по большей части бессмысленной. Переиначив
знаменитое «меньше значит больше» Миса ван дер Роэ в «меньше значит
скучнее», он призвал к «беспорядочному жизнелюбию».
«Классический» пример двойного кодирования в постмодернизме - площадь
Италии, Нью-Орлеан, США (1975-1980). Ее создал один из наиболее «тонких»
представителей нового течения американский архитектор, теоретик и педагог Чарлз
Мур (1925-1994). Он воспользовался приемами формирования виртуального праздничного
пространства, используемыми дизайнерами диснейлендов. Образный анализ
этого объекта дал архитектор-теоретик А.В. Иконников (1926-2001). По его
словам, Ч. Мур «...соединил символы «итальянского», наиболее активно эксплуатируемые
массовой культурой, и кич: римский фонтан Треви, палладианские архитектурные
ордеры, триумфальные арки, надписи строгой Антиквой. Целое соединялось
в артефакт чистой сценографии. Главным аттракционом круглой площади стал фонтан,
выбрасывающий массу воды на фоне колоннад. Даже вода имитирует классические
формы: в арках среди бассейна устроены «псевдо-колонны», тело которых -
цилиндрическая струя, соединяющая базу и капитель. Общая симметрия нарушена
сквозной перспективой, открывающей площадь на одну из улиц. Асимметрию развивает
уложенная в бассейн рельефная каменная карта - «лодка Италии» [25.2]. За
претенциозной изысканностью и историчностью архитектурных форм сооружения
кроется ироничный «стопроцентный» кич.
Постмодернизм в дизайне
В промышленном дизайне постмодернизм распространился в первую очередь
в изделиях и вещах бытового назначения: мебель, чайники и кофейники, посуда
и столовые приборы. Архитипическими постмодернистскими объектами стали (в
музеях и искусствоведческих альбомах) «чайные и кофейные пьяццы» для
«Алесси» Ч. Дженкса и М. Грейвса (в т.ч. чайник-птица, 1985). Менее откровенно,
но достаточно явственно, новые тенденции проявились в других элементах
интерьера - светильники, сантехника и пр., а также в отдельных видах сложной
бытовой и офисной техники, начиная с компьютеров.
В технически сложных объектах постмодернизм присутствовал как заметные,
привлекающие внимание детали и элементы. Это позволяло видеть сугубо функциональные
формы и композиционные решения в совершенно ином свете, легко
адаптировать их в бытовом предметном окружении. Классическим примером
этого в радиотехнике является стилистика портативных мини-магнитофонов
«Вокман» японской фирмы «Сони». Этот крошечный предмет изменил не только
привычки слушать музыку во всем мире, но сильно повлиял на вкусы людей,
введя в обращение с радиотехникой легкий игровой принцип.
Для нового течения в автомобильном дизайне было характерно предельное
упрощение, сознательное снижение сверхэлитарного стиля до массово-народно-
го в малолитражных городских машинах многофункционального назначения.
Таковы японский «Ниссан С-Каргоу» - жучок с очень высоким верхом полукруглой
формы, который можно использовать для перевозки грузов, или «Фу-
тура» фирмы «Фольксваген» с поднимающимися высоко над кузовом обеими
дверцами как крылья у божьей коровки [27.1].
Яркие цвета, декоративные элементы, гротеск и ирония, вошедшие в массовую
культуру с поп-артом и другими радикальными течениями, получили развитие
в работах Э. Соттсасса, групп «Студия Алхимия», «Мемфис» и быстро
стали характерными для постмодернизма в целом.
В 1981-1983 годах совместно с группой «Мемфис» работал успешнейший
японский дизайнер Широ Курамата (1934-1991). Его интерьеры бутиков и ресторанов
повлияли на дизайнеров всего мира. Отличительной чертой его формообразования
были прозрачность и легкость; через игру формы он стремился достичь
ее функциональности. Курамата использовал разнообразные материалы (акрил,
стекло, алюминий, сталь), переведя обыденные индустриальные материалы в
разряд поэтических объектов. В кресле с поэтическим названием «Как высока
Луна» металлическая сетка является основным элементом морфологии промышленного
изделия. Эластичность сетки, закрепленной на металлическом каркасе, обеспечивает
функциональную комфортность. Никелированный металл сетки с его блеском,
округлая форма верха спинки рождают ассоциации с бледным светом Луны,
что позволило дизайнеру создать новый эмоциональный образ, сохраняя в целом
традиционную форму распространенного предмета домашнего обихода.