фёлькиш — распространённые в конце XIX — начале XX века националистические объединения, политические партии, издательства, ферайны и неформальные объединения частных лиц, оказавшие большое влияние на общественную и политическую жизнь Германии и Австрии.
Не имея возможности опереться на своих чиновников, сторонники национального единства стали действовать через различные культурные общества, превращая вполне нейтральные спортивные, хоровые и театральные кружки или «ферайны» в политические клубы. Völkisch (то есть «народные»: народные обычаи и ритуалы, народные немецкие нравы и легенды) — так обозначали в этих обществах круг своих главных интересов. Члены многочисленных обществ увлеченно изобретали новые «народные» ритуалы и символы, включая их в традиционные певческие и пивные фестивали, альпинизм и занятия гимнастикой. Так зародилось «народническое» или «фёлькише» движение. Согласно уставам своих союзов члены «ферайнов» были обязаны участвовать в общих мероприятиях по особому календарю, обеспечивая таким образом культурное единство немецкой нации. Фёлькише противостояли католицизму и иудаизму. Обобщенным лозунгом всех «фёлькише» стала строка стихотворения Георга фон Шенерера «Без Иуды, без Рима строим мы собор Германии». К началу Веймарской республики существовало свыше 100 организаций — антисемитских фёлькише. Самой значительной из них был «Немецко-фёлькишский союз обороны и наступления»,насчитывающий около 200 000 членов и 600 местных организаций. Идеология «фёлькиш» возникла как пандвижение — панславизм и пангерманизм в XIX в. в тех странах, которые не пережили национальной эмансипации — России, Германии и Австро-Венгрии. Идеология «фёлькиш» проповедовала необходимость «народной общности», которая должна была добиться власти и сама делать политику. Качественное отличие пангерманизма от панславизма заключалось в том, что русский панславизм был религиозен, а германские «фёлькиш» часто были атеистами, иногда язычниками. «Фёлькиш» — это не просто националисты, шовинисты, это не только расисты; если националисты опираются на национальный инстинкт народа, стремясь побудить его к имперской политике, а шовинизм характеризуется полным игнорированием реальных интересов других народов в пользу реальных односторонних преимуществ своего народа, если расизм концентрируется преимущественно на биологических особенностях отдельного народа, то «фёлькиш» — это нечто иное. Мировоззрению «фёлькиш» нет дела до реальности, оно обращено внутрь и рассмтривает человеческую душу, как воплощение свойств именно своего народа; душа в свою очередь, отражается в крови, где сосуществуют душа и тело. Высокомерие «фёлькиш» гораздо сильнее высокомерия шовиниста, так как «фёлькиш» ссылается на внутренние, неизменные качества народа, в соответствии с которыми либо осуждает прошлое, либо превозносит настоящее. Движение «фёлькиш» в Германии после 1918 г. стало программным лозунгом разнообразных политических сил, культурно-критических теорий, литературных направлений, оно стало связывающим звеном всей «консервативной революции». Наиболее известными представителями почвенно-народнической («фёлькиш») идеологии в период Веймарской республики были Э.Крик, А.Динтер (К 1919 г. Динтер зарекомендовал себя как известный писатель, издав в Веймаре в 1917 антисемитский бестселлер «Die Sünde wider das Blut» («Грех против крови»), тираж которого к 1934 г. составил более 260 тысяч экземпляров, а позднее и всю трилогию «Die Sünden der Zeit»(«Грехи времени»). Это были романы-предостережения против телегонии — «„заражения крови“, .. опасности посягательства на „чистоту арийской крови“, опасностью невидимой, настигающей повсюду угрозы, которая побуждает принять защитные меры — устранить источник заразы». Своим рассуждениям о еврейском вопросе Динтер придал религиозный характер. В романе-трилогии «Грехи времени», раскупавшемся большими тиражами, он писал: «Народное и религиозно-христианское обновление неразделимы и являются одной целью». Динтер начал действовать как основатель новой политической религии, главные постулаты которой: Иисус Христос — ариец, христианство следует «избавить от евреев»), К.Нюзе, Р.Вулле, А.Розенберг, Г.Гюнтер (написал многочисленные книги и эссе по расовой теории. В 1929 году он издал «Краткую расологию немецкого народа», которая стала очень популярной), Р.Дарре. Их самыми существенными требованиями были: провозглашение истинно немецких форм жизни, имперского государства, немецкого права, реаграризации. В среде «фёлькиш» были сильные антикапиталистические настроения: «Врага зовут не Англия и Франция или Америка, враг — это антинародный капитализм, который царит в названных странах» — писал А.Нюзе, один из идеологов «фёлькиш». Он полагал, что «знаменательным для германской сущности является осознанное стремление к свободе и ответственности, чувство верности. Лозунги „свободы торговли“, „свободной игры сил“ являются прикрытием для продувного еврейского мародёрства, торгашества и эксплуатации, худших врагов творческого труда и честной торговли». Советскую коммунистическую систему «фёлькиш» считали «орудием интернационального финансового капитала» и беспереспективной из-за социализации средств производства, вследствие чего исчезает заинтересованность в производстве. «Этот личный побудительный мотив, — писал А.Динтер, — марксисты полагают присущим государству, но это не так. Да и рабочий, получающий зарплату за отработанное время, а не за произведённые ценности, теряет всякий интерес к производству». Вторая, по Динтеру, ошибка марксизма — это интернационализм: «Где был пресловутый интернационал, когда французы в 1923 г. вошли в Рур? … Мировоззрение же „фёлькиш“ коренится в осознании того, что все люди одной крови являются большой семьёй, что все братья по крови обязаны заступаться друг за друга, жить для них, жертвовать для них всем, что имеешь»
Афашитская литература
Гюнтер Айх (1 февраля 1907 — 20 декабря 1972) — немецкий (западногерманский) писатель. Член «Группы 47». (объединение немецкоязычных авторов, организованное немецким писателем Хансом Вернером Рихтером и активно действовавшее на протяжении двадцати лет (1947—1967). Наиболее известная литературная группа в странах немецкого языка за период после Второй мировой войны.) Начало творческой деятельности относится к 1927 году. После Второй мировой войны выпустил первые сборники стихов («Метро», 1949, «Послание дождя», 1955, «К делу», 1964), принёсшие ему известность. Стихотворение «Inventur» стало знаковым для послевоенного времени, войдя во все поэтические хрестоматии. Его поэтические произведения, написанные в необычном стиле, созданном самим Айхом, отличаются гуманистической направленностью. Также писал радиопьесы, самая известная из которых — «Девушки из Витербо» (1953) — затрагивает тему вины немецкого народа за преступления фашизма. В конце жизни в творчестве автора все чаще и больше чувствовались пессимистические мотивы.
Ланггессер, Элизабет ( 1899- 1950) Нем. писательница евр. происхождения, педагог по образованию, автор стихов о рейнской природе, повестей, романов и радиопьес. В творчестве Л. преобладают религиозные мотивы, одна из его центральных тем - духовное преображение человека под действием божественной милости. 1-й книгой Л. стал сборник стихов "Тропик Агнца. Гимн спасению" (1924). В нач. 1930-х выходят в свет 1-е повести Л., в т.ч. "Прозерпина" (1932), принесшая автору известность. В эти же годы писательница активно сотрудничает в дрезденском журнале "Колонна", сочиняет пьесы для берлинского радио. В 1936 Л. издает 1-й роман, "Через тростник", и в том же году нацисты налагают запрет на ее публикации. В самый тяжелый период своей жизни (забота о детях; нелегальная, а потому связанная с большим риском работа в рекламном агентстве; принудительный труд на оборонном предприятии; и, наконец, прогрессирующий склероз) Л. находит время и силы для работы над крупным романом "Неизгладимая печать" (изд. 1946), ставшим вершиной ее творчества. В 1948 писательница вернулась из Пруссии на берега родного Рейна, где выпустила свой последний роман, "Бранденбургское путешествие аргонавтов" (1950), герои которого совершают паломничество в монастырь с целью покаяния за соучастие в преступлениях нацистов. Помимо работы над романом Л. выступала с лекциями и работала над многочисленной корреспонденцией, что окончательно подорвало ее здоровье. "С романом покончено, - написала она за месяц до смерти своей сестре, - но и со мной тоже". Др. сочинения: поэтические сборники "Граница" (1932), "Садовник и роза" (1947), "Метаморфозы" (1949); сборники новелл "Спасение на Рейне" (1938) и "Лабиринт" (1949).
М.Л. Кашниц (1901—74), немецкая поэтесса, близкая к католицизму. Сборники лирики «Пляска смерти» (1946), «Новые стихи» (1957), «Еще одно слово» (1965).
П. Хухель (1903—81), немецкий поэт. Мастер пейзажной и филос. лирики («Стихотворения», 1948). Интерес к полит. проблемам сменяется уходом в мир внутр. переживаний (сб. «Считанные дни», 1972)
Итак, основное отличие этих двух направлений в том, что афашитская лит-ра не придерживалась каких-либо полит. Взглядов, и более того, писатели афашитстской направленности часто было верующими, в то время как большинство фельклиш были атеистами или же даже язычниками, что прослеживается и в их лит-ре.