Эрнст Юнгер (1895 —1998) — писатель, мыслитель, один из главных теоретиков немецкой консервативной революции, солдат и литератор.
Краткая биография
Эрнст Юнгер родился в 1895 году в семье профессора философии Эрнста
Георга Юнгера, в 18 лет поступил в Гейдельбергский университет, в 19
бежал из дома и вошел в состав Французского Иностранного легиона, чтобы принять участие в экспедиции на Килиманджаро. В 21 он уже командовал ротой на западном фронте Первой мировой войны, 1916 участвовал в сражениях при Сомме, получил Железный Крест, в качестве лейтенанта полевой разведки стал одним из родоначальников "германской ударной тактики". За время войны был ранен 14 раз, но всегда возвращался на фронт.
В 20-30е годы путешествовал, изучал восточную мистику и демонологию,
влияние галлюциногенных препаратов на сознание, строение жуков и орхидей, писал научные работы и философские эссе, дружил с Пабло Пикассо, Мартином Хайдеггером, Андре Жидом, Жаком Кокто, Генри Миллером, Мирчей Элиаде. Эрнст Юнгер считается одним из основателей идеи "консервативной революции" - аристократического движения в философской мысли ХХ века, несправедливо связываемой с национал-социалистическими инсинуациями, - он отвергал их еще в начале 20х. В Третьем Рейхе философ казался враждебным, слишком возвышенным и метафоричным, он терпел опалу в стране, где культивировалось обожествление инстинктов и звериной вседозволенности. В 40е Юнгер снова был мобилизован, теперь уже в чине капитана и, исполняя долг солдата, снова участвовал в сражениях. К тому времени, его романы читали уже по обе стороны войны, их переводили на французский жители оккупированного Парижа, он был лично знаком с членами подпольного сопротивления. В 44м Юнгер лишь чудом не попал в застенки Гестапо в связи с провалом антигитлеровского заговора высокопоставленных
офицеров Вермахта, известного как "заговор 20 июля" или "операция "Валькирия"".
После войны в процессе денацификации на его произведения как на "правые" был наложен запрет, впрочем, быстро снятый в 1949 году. Вплоть до самой своей смерти, Юнгер продолжал писать научные, философские и художественные труды, скончался он в 1998 году в возрасте 103 лет.
До сих пор этот знаменитый немецкий писатель практически неизвестен в России. Несколько рассказов, роман “Гелиополис”, упоминания в научных работах, посвященных Германии 20-30 гг., - это то немногое, что доступно читателю в русском переводе.
Для многих писателей и философов Первая мировая война стала не только вооруженным столкновением, но попыткой осознать истинное предназначение своей нации и государства.
Юнгер не мог опереться на существующее государство и культуру - Веймарская Германия была безнадежно далека от имперского и героического типа цивилизации. Поэтому в его произведениях дается путь реализации героических взглядов через уничтожение “современного и временного” во имя создания новой иерархии, воздвигнутой на вечных принципах. Отчасти книги Юнгера можно назвать реакцией на послевоенное разочарование и пустоту, желанием разрушить призрачные формы кажущейся реальности. Стиль Юнгера однозначно определяется его концепцией героизма и милитаризма.
Биография Эрнста Юнгера является важным материалом для исследования его творчества. Как и многие другие писатели он участвовал в Первой мировой войне. Эрнст Юнгер как писатель сформировался под прямым влиянием событий Первой Мировой войны. На фронт он попал почти мальчишкой, был несколько раз ранен, отличался невероятным хладнокровием и храбростью, после одного из ранений был отправлен на офицерские курсы. Будучи уже лейтенантом, за один из боевых эпизодов получил довольно редкий высший прусский военный орден. Именно события войны легли в основу первых произведений Юнгера - его наиболее известная повесть “Среди стальных бурь” (1920) была основана на фронтовых впечатлениях автора. Для Юнгера Великая Война была разрушительной лишь по отношению к риторике, буржуазной концепции жизни. У Юнгера было героическое восприятие войны. В произведениях Юнгера находил свое выражение живой опыт войны, духом и ценностями которой жили фронтовики. Юнгеровская проза пробуждала патриотизм, гордость за солдат, честно и до конца исполнивших свой долг перед родиной, пробуждала романтическое отношение к войне. Романтика войны, чудовищного напряжения моральных сил человека, преодоления трудностей, романтика героического составляют основной пафос не только фронтовой прозы Юнгера, но и его более поздних произведений. Юнгер был убежден, что война - это самое естественное проявление человеческой жизни, без войны начинают преобладать застой и вырождение, только в войне народ может обновиться, обрести динамику. Особенно важно отметить, что Юнгер, отрицал плоский рационализм “политики”, считая необходимым вносить в нее эстетическое начало. Искусство у Юнгера является идеей, которая обретает форму в окружающей действительности. У Юнгера война выступает как искусство, которое должно приносить эстетическое наслаждение. Не мир, а война - этот тезис наиболее актуален для определения юнгеровского видения будущего. Воин в романах Юнгера свободен от старомодного национализма и патриотизма - он являет собой новый тип, близкий по духу к рыцарям Средневековья, исповедовавшим духовную ценность войны.
Юнгер видит в России не врага Европы, а скорее некую прародину, средоточие Европы и Азии. Эти настроения нашли свое выражение в “Кавказском дневнике”. Роман “Гелиополис”, написанный Юнгером после окончания Второй мировой войны, представляет собой новый этап творчества писателя. Пользуясь формой утопии - действие романа происходит в далеком будущем, после “великих огневых ударов”, писатель создаст сложный образ грядущего. “Каждое государство обречено на утопию, когда рвется его связь с мифом. В ней оно обретает самосознание стоящих перед ним задач. Утопия - проект идеального плана, которым определяется реальная действительность. Утопия - закон нового государственного устройства.
Пишет собрание очерков «Листки и камни» (1934), где скрыто критикует расизм нацистов.
Произведение Юнгера «Мир», было создано в 1941 —1943 годах, после 1945 года превратилось в предмет для ожесточенных споров. Юнгера уличали в том, что он превратился из милитариста в сторонника Пан-Европы(это политико-экономический проект 1929—1931 годов по созданию «Сообщества европейских народов» с целью укрепления (восстановления) сильных международных позиций Франции в Европе, направлен против предотвращения повторного нападения Германии на Европу). Другие приписывали этому произведению куда большую злонамеренность, утверждая, что его автор хочет, чтобы немецким народом помыкали и в будущем.
В заключение мы хотели бы отметить, что философские и эстетические взгляды писателя, актуальны и сегодня не только с точки зрения истории литературы, но и как фундамент нового искусства, которому, на наш взгляд, принадлежит Будущее