В комплексе программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: физического, психического, нравственного. Эти компоненты и определяют соответствующие условные типологии направлений анимации:
- комплексные программы, комбинируемые из однородных программ;
- спортивные, туристско- и спортивно-оздоровительные, и спортивно-развлекательные программы;
- зрелищно-развлекательные, игрово-приключенческие программы;
- познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные;
- экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.
Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности:
Культурно-познавательные анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с культурно-историческими и духовными ценностями нации, страны, местного населения региона расположения туркомплекса и включают в частности: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры и т.д.
Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычайным, например: ролевые игры и конкурсы, посещение пещер, пиратская вылазка, вечер народных преданий и легенд, ночной поход, ночной спуск на горнолыжном курорте, тематический пикник, рыбалка и т.д.
Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в творческих способностях, к приобретению навыков мастерства. Строятся они с привлечением местных возможностей на интересе к национальным особенностям.
Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, ярмарки, дискотеки и т.д.
Типы темпераментов туристов:
Холерик – быстро возбуждающийся, горячий, энергичный, молниеносно реагирует на любое действие, быстро включается в работу, конфликтен, не в состоянии сразу успокоиться.
Сангвиник – подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек, способен активно и деятельно работать, умеет найти выход из трудных ситуаций, способен решать сложные задачи.
Флегматик – хладнокровен, невозмутим, обладает замедленной восприимчивостью, слабой активностью, терпеливый, спокойный, часто пребывает в раздражении.
Меланхолик – склонный к угнетенному настроению, мрачным мыслям, заторможен, не может быстро найти выход из трудного положения, неохотно принимает ответственные решения, быстро устает от физической и интеллектуальной деятельности.
Аниматор должен учитывать темперамент и настроение туристов.
Внимание – концентрация психической деятельности на определенном объекте и отвлечение от всего постороннего. Непроизвольное внимание – возникает само по себе под воздействием сильных раздражителей (запах, свет, звук); произвольное внимание – возникает на основе усилия воли, требует заинтересованности; послепроизвольное внимание – пробуждение интереса после усилия воли.
На внимание туристов влияют положительные эмоции под воздействием следующих факторов: внешность аниматора, его мимика, голос и речь, красочность самого мероприятия.
У разных людей разное отношение к анимационной программе. Аудитория – временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Характеризуется тремя составляющими – подготовленностью, предрасположенностью, активностью. Аудиторное состояние можно классифицировать по следующим типам:
- состояние готовности, т.е. подготовленность или неподготовленность;
- состояние заинтересованности, учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам подачи;
- состояние активности, отражающую разную степень поведенческих актов аудитории.
Восприятие анимационных программ делится на 2 вида: восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие); восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства и т.д.).
Совершенствование процесса восприятия анимационных программ предполагает соблюдение следующих условий:
- актуализация содержания на основе связи с реальной действительностью, реализация потребностей населения и туристов с использованием наглядных форм;
- развитие в культурно-досуговых и туристских комплексах разнообразных видов анимационной деятельности, в которых ставятся и реализуются задачи, адекватные социальным интересам и запросам людей;
- использование возможностей в изучении, формировании и удовлетворении рекреационных потребностей и интересов населения и туристов, обеспечение условий для развития новых общественно полезных потребностей;
- развитие навыков общения с аудиторией и привлечения гостей к участию в анимационных программах и даже к их созданию;
- укрепление материально-технической базы анимационных служб в туристских комплексах.