Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Возрождение первоначально понималось как восстановление подлинного духа античности, ее образа жизни. Позже понятие «Возрождение» стало пониматься как эпоха гуманизма, эпоха возрождения человека . Эпоха Возрождения - это конец Средневековья.
В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер.
Возобновляется античная традиция рассмотрения телесного и духовного в их единстве. Эстетическое становится доминирующем аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.
ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая личность.
Основой изменения в сфере культуры стало новое мировоззрение: земное существование было названо единственно реальным, а человек ― прекрасным и стремящимся к красоте. Средневековый аскетизм был отринут. Право на гедонизм. Индивидуализм – культ изолированной личности, представленной самой себе, самовластие человеческого Я, возведенное в политическое и общественное право, заменившее собой Бога.
Начинается новый этап развития науки: развивается астрономия (Коперник), анатомия, математика, совершаются географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Веспуччи, Магеллан).
Образ Бога в возрожденческом христианстве принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принижает образ Бога до собственного понимания, уподобляет его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский, очеловеченный Образ Бога и новозаветных персонажей, а образ человека все более предельно обожествляется и возвышается, но далеко не в средневековом христианском понимании «Образа и Подобия Бога».
ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
• Антропоцентризм ― человек - центр мироздания и мера всех вещей, творец самого себя.
• Гуманизм ― признание ценности человека («Человек есть второй Бог»).
• Свобода ― самое драгоценное приобретение людей (культ свободы разума).
• Этический и эстетический идеал – образ свободного, творческого человека, создающего самого себя (универсальный человек).
• Особое отношение к античности ― возрождение античных памятников искусства, античной философии.
• «Цель оправдывает средства» ― новая формула нравственности Н.Макиавелли.
• Новая картина мира, отождествляющая Бога и природу.
• Натурофилософия ― стремление к углубленному и достоверному познанию природы.
• Гелиоцентрическая система мира Коперника (Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира).
• Культура обрела светский характер.
Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных ее формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности. Он ощущается уже и в «Декамероне» Джованни Боккаччо (1313 - 1375), но еще более в созданном почти двумя столетиями позже «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, воплотившись в лозунге эпохи «Делай, что хочешь!».
Вера в могущество человека и одновременно ощущение им себя частью огромного живого организма мира породили представления о возможности ставить этот живой мир себе на службу, определять и предугадывать в связи с этим свою судьбу. А, следовательно, широкого распространения магии и астрологии. Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс – это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493-1541) и Нострадамуса (1503-1566).
Начиная с Ф. Петрарки, обнаружилась тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматривались в качестве истинных учителей человечества.