Русская культура XVII в. занимает особое место в истории средневековья. Это был век противоборства традиционной культуры и светского начала, "обмирщения" русской культуры. Значительное влияние на культурно-исторические процессы в стране оказали бурные события столетия: смута, реформы Никона, которые привели к расколу в Русской православной церкви и в обществе, усилению контактов с европейскими странами, нарастанию западноевропейских и южнорусских влияний.
Среди характерных черт русской культуры XVII в. можно выделить:
• противостояние сторонников традиционной культуры, основанной на христианском мировосприятии, единой культуре-вере, охватывающей все стороны жизни человека, и нового направления, основанного на динамизме, отрицании старой обиходной культуры, разделении духовного и светского начал в культуре, интересе к западноевропейской культуре и знаниям;
• расширение кругозора людей, повышение интереса к образованию;
• расширение элементов светской культуры (частных школ, театра, библиотек и т.п.);
• начало обмирщения или секуляризации культуры.
Получили распространение различные учебные пособия. В основном это были книги религиозного содержания (Псалтыри, Часословы). Но появились и светские издания: буквари, азбуковники - словари иностранных слов, различные справочники-пособия, таблица умножения.
В XVII в., наряду с традиционной манерой иконописи, складываются новые направления("строгановская школа"). Начинается медленный отход от догм и поиск новых сюжетов и форм.
Таким образом, в XVII в. отчетливо проявились все основные тенденции, которые легли в основу последующих преобразований культуры в следующем, XVIII столетии. Он стал началом секуляризации, «обмирщения» русской культуры.
Сложились предпосылки реформирования России, реализованные Петром I:
• развитие просвещения, интерес к знаниям, грамоте и т.п.;
• привлечение иностранцев на русскую службу;
• усиление контактов с Западной Европой и распространение некоторых западноевропейских идей;
• проявление сторонников преобразований;
• критическое отношение к традиционной культуре, быту, мировоззрению;
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.Новым явлением было возникновение первого придворного театра.