История гос-ва и к-ры Е. делится на: Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.)
империя, Рамсес II, расцвет культуры, Среднеецарство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.) строительство пирамид,
Раннее царство (ок. 3000 – 2900 до н.э.) объединение Верхнего и Нижнего Египта, Додинастический период
(V – IV тыс. до н.э.).С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается. Ранний Е. - время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении которого сформировалась хар-рное для древ.египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Строительство. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства (гробниц фараонов, создание уникальных памятников ис-ва - сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве). Самая большая из егип. пирамид - пирамида Хеопса -146м - высота, длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов.царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала арх-ра храмов. Среди наибольших достижений худ.тв-ва этого периода золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ.египтян о построении мира. Вера. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов(Тот – бог мудрости, Нут – неба и воздуха, Исида - плодородия, воды и ветра, Анубис – покровитель мертвых , Геб – земли, Гор – неба и солнца , Сет – пустыни, бог-воитель). В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ.египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Общество. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то со времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот.составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, десятичная система счета в арифметике. Знания. Древ.египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.
Первой и чуть ли не самой главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после нее цивилизаций, максимально возможной формы.
Сакрализация (от лат. sacer— священный) обозначает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу.
Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства.
Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона
Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идеографические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до 214 штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.
В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах (первым был погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551 — 1070гг. дон. э.) пирамиды — монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Самая большая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м.
При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве применяли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обмерах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Египтяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умерших фараонов мумифицировали.