Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья.
Возрождение первоначально понималось как восстановление подлинного духа античности, ее образа жизни. Эпоха Возрождения - это конец Средневековья. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума, воли, и творческих сил. Культура Возрождения носила светский характер. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Уже в конце XIII в. появилось новое искусство (проторенессанс); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в началеXVI в. (Высокое Возрождение). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в. Также сформировалось и новое мировоззрение, согласно которому земное существование было названо единственно реальным, а человек – прекрасным и стремящимся к красоте. Аскетизм(ограничение и подавление чувственных влечений, желаний для достижения религиозных или этических целей) был отринут и провозглашено право человека на наслаждение земными радостями.
КЛАССИЧЕСКАЯ СТРАНА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Италия не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто - (XIII в.) – Проторенессанс и треченто (XIV в.) – продолжение Проторенессанса; кватроченто (XV в.) – Ранний Ренессанс; чинквеченто (XVI в.) – ВысокийРенессанс. ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая личность. НАУКА. Сильно развиваются астрономия, география, анатомия, математика. Х.Колумб в 1492г. Открыл Америку; Васко да Гамма в 1498г. Открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504 гг), Магелан и др. мореплаватели доказали шарообразность Земли. Научная революция – гелиоцентрическая система Коперника. Учение о бесконечности Вселенной. ОСОБЕННОСТИ ДУЧЕНТО. Фрески, посвященные жизни Христа, Марии и его родителей (Иоакима и Анны). Изображение жизни реальных людей. Развиты готические традиции в Сиене. Личности: Джотто де Бондоне, Симоне Брунелески. ТРЕЧЕНТО. Развито искусство фрески. Она имеет назидательный и устрашающий характер. Личности: Буонанико. КВАТРОЧЕНТО. Конструктивность, строгость и задушевный лиризм. Черпает свои сюжеты и образы из Священного Писания, из античной мифологии, из рыцарских легенд. Личности: Филиппо де Брунелески, Донателло, Мазаччо. ЧИКВИЧЕНТО. Архитектура имеет особенно сильную связь с человеком, используются тяжелые и выдержанные формы. Личности: Тициан Вечеллио, Андреа Палладио. ЖИВОПИСЬ. Портрет был самым излюбленным живописным жанром. Он воплощал высокие представления эпохи о человеческой личности. ТЕАТР. Ведущие жанры – драма и трагедия. На сцене герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставляя жить идеал и мечту.
Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека. В числе первых, кто взял за образец произведения древних греков и римлян, были Джотто и Данте, а затем поэт Франческо Петрарка и новеллист Джованни Боккаччо. Первоначально термином Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance) обозначали культурно-исторический этап с которого началось изучение античного искусства и литературы, воспринятых как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека. Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. Выдающийся итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) посвящал свои трактаты прославлению человеческого достоинства. Эпохе Возрождения человечество обязано возникновением романа. На смену средневековому рыцарскому роману с его немыслимой фантастикой приходит изображение реальности, пропущенной сквозь призму иллюзий и фантазий. «Дон Кихот» Сервантеса первый реалист роман, воплотивший эпос частной жизни на широком фоне объект действительности.
В романе героем выступает отдельный человек, биография которого неразрывно связана с историей, формирующей его личностное сознание. Новелла и роман в эпоху Возрождения тесно между собой взаимодействуют: циклы новелл объединенных одним героем, способствовали формированию романного жанра, а в текст романа включались нередко вставные новеллы. В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам. В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой («Гамлет» Шекспира).