пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

имя фрейма) (имя слота)) (значение слота,), ..., (имя слотап) (значение слотал

.

Сценарий представляет собой концептуальную структуру для про­цедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стерео­типном поведении. Элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Обычно говорят о «сценарии посещения ресторана», «сце­нарии покупки» и т.п. Характерный пример: «Посмотрим, каким может быть в общих чертах сценарий поведе­ния в ресторане. Вы входите в ресторан и находите свободный столик — иногда сами, а иногда ждете, чтобы вам его указали. Садитесь и ждете. Через некоторое время подходит официант и подает вам меню (а в Соеди­ненных Штатах также стакан воды). Официант уходит, потом возвраща­ется, чтобы принять заказ. Немного погодя он приносит кушанья, и вы едите. Затем официант вручает вам счет, и вы платите или ему самому, или в кассу. Оставляете чаевые, даже если еда вам не понравилась». Из приведенного описания посещения ресторана видно, что сценарные знания тесно связаны с определенной культурой. Норман сам отмечает специфическую особенность американских ресторанов, в которых офи­циант вместе с меню приносит клиенту стакан воды. Для российской традиции нетривиальным оказывается и оплата счета в кассу, а не офи­цианту. Процедурные знания в большей степени связаны с культурной традицией, чем декларативные. Это, по-видимому, объясняется тем, что процедурное знание, как правило, описывает поведение, которое более социологизировано, чем представление об абстрактных категориях типа движения, времени, пространства и пр. Последние более универсальны.

Изначально фрейм также использовался и для процедурного предста­вления (ср. термин «процедурный фрейм»), однако сейчас в этом смысле чаще употребляется именно термин «сценарий». Сценарий можно представить не только в виде алгоритма, но и в виде сети, вершинам которой соответ­ствуют некоторые ситуации, а дугам — связи между ситуациями. Наряду с понятием сценария, некоторые исследователи привлекают для ком­пьютерного моделирования интеллекта категорию скрипта. По Р. Шенку, скрипт — это некоторая общепринятая, общеизвестная последователь­ность причинных связей. Например:

  • На улице льет как из ведра.
  • Все равно придется выходить в магазин: в доме есть нечего вчера гости все подмели.

Понимание этого диалога основывается на неэксплицированных семантических связях типа 'если идет дождь, на улицу выходить нежелательно, поскольку можно заболеть'. Эти связи формируют скрипт, который и используется носителями языка для понимания речевого и неречевого поведения друг друга.

В результате применения сценария к конкретной проблемной си­туации формируется план. План используется для процедурного пред­ставления знаний о возможных действиях, ведущих к достижению опре­деленной конкретной цели определенным конкретным исполнителем. Выбор плана регулируется ресурсами исполнителя. Выполнимость пла­на — обязательное условие его порождения в когнитивной системе, к сценарию же эта характеристика неприложима.

В КЛ план, в общем случае, включает последовательность процедур, переводя­щих начальное состояние системы в конечное и ведущих к достижению определенной цели. В системах ИИ план возникает в ре­зультате планирующей деятельности соответствующе­го модуля — модуля планирования. В основе процесса планирования может лежать адаптация данных одного или нескольких сценариев, ак­тивизированных тестирующими процедурами, для разрешения проблем­ной ситуации. Выполнение плана производится экзекутивным модулем, управляющим когнитивными процедурами и физическими действиями системы. В элементарном случае план в интеллектуальной системе пред­ставляет собой простую последовательность операций; в более сложных версиях план связывается с конкретным субъектом, его ресурсами, воз­можностями, целями, с подробной информацией о проблемной ситуации и т. д. Возникновение плана происходит в процессе коммуникации между моделью мира, часть которой образуют сценарии, планирующим модулем и экзекутивным модулем.

Еще одно важное понятие — модель мира. Под моделью мира обыч­но понимается совокупность определенным образом организованных знаний о мире, свойственных когнитивной системе или ее компьютер­ной модели. В несколько более общем виде о модели мира говорят как о части когнитивной системы, хранящей знания об устройстве мира, его закономерностях и т.д. В другом понимании модель мира связывает­ся с результатами понимания текста или — более широко — дискурса. Первое и второе понимание часто объединяются. Это типично для исследователей-лингвистов, работающих в рамках когнитивной лингви­стики и когнитивной науки.

В системах ИИ модель мира является особым блоком, в который в зависимости от выбранной архитектуры могут входить: общие знания о мире (в виде простых пропозиций типа «зимой холодно» или в ви­де правил продукций «если на улице идет дождь, то надо надеть плащ или взять зонтик»), некоторые специфические факты («Самая высокая вершина в мире — Эверест»), а также ценности и их иерархии, иногда выделяемые в особый «аксиологический блок». В процессе анализа про­блемной ситуации из поступивших данных и имеющейся в модели мира информации строится модель актуальной ситуации, которая исполь­зуется в моделировании различных когнитивных процессов: принятия решений, аргументации, практического рассуждения, понимания есте­ственноязыковых текстов и диалога на естественном языке. В различных формализмах модель мира может иметь различную структуру: предикатную, сетевую, фреймовую и др.

Тесно связано с категорией фрейма понятие сцены. Категория сцены преимущественно используется в литературе как обозначение концеп­туальной структуры для декларативного представления актуализованных в речевом акте и выделенных языковыми средствами (лексемами, син­таксическими конструкциями, грамматическими категориями и пр.) си­туаций и их частей. Будучи связана с языковыми формами, сцена часто актуализуется определенным словом или выражением. В грамматиках сю­жетов (см. ниже) сцена предстает как часть эпизода или повествования. Характерные примеры сцен — совокупность кубиков, с которыми рабо­тает система ИИ, место действия в рассказе и участники действия и т.д. В искусственном интеллекте сцены используются в системах распозна­вания образов, а также в программах, ориентированных на исследование (анализ, описание) проблемных ситуаций. Понятие сцены получило ши­рокое распространение в теоретической лингвистике, а также логике, в частности в ситуационной семантике, в которой значение лексической единицы непосредственно связывается со сценой.

 


11.06.2014; 06:37
хиты: 371
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
математическая лингвистика
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь