пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Философия

  1. Философия и её роль в обществе.

Основная роль прийти к осмысленному пониманию, кто есть человек, что есть мир вокруг него, какова его роль в нём, в чём смысл его жизни - при объединении нескольких индивидов в общество появляется вопрос какова функция этого общества, какое место занимает это общество в мире, какова роль каждого человека в нём.

 

 

1. Философия и её роль в обществе.
Основная роль прийти к осмысленному пониманию, кто есть человек, что есть мир вокруг него, какова его роль в нём, в чём смысл его жизни - при объединении нескольких индивидов в общество появляется вопрос какова функция этого общества, какое место занимает это общество в мире, какова роль каждого человека в нём.
Философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.
Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

  1. Историческое изменение предмета философии.

В отличие от религиозного мировоззрения философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел. Итак, любовь к истине и мудрости ( философия ), впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э. в контексте которого возникла наука. Первоначально понятие " философия " было по сути синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия , получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии , ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета , их представление о философии . Особенно ощутимо изменялся облик философии , ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.

На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии , да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течении многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Подобно натурфилософам, предвестником будущего естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретно-социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и др.). Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

  1. Основные проблемы философии

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии.

Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Проблема диалектики заключается в решении вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое.

Проблема ценностей находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

Таким образом, основными проблемами философии на протяжении всей её истории являются вопросы об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

 

  1. Место философии в системе научного знания.

Вопрос о взаимоотношении между философией и частными науками — своего рода стержень всей истории классификации наук.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков). Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Наукознание пришло к необходимости выделить философию — не столько как «исторически первую», сколько как системообразующую, в отдельную категорию.

  1. Философия как мировоззрение.

Понятие мировоззрение достаточно широкое, и нельзя выделить четкой границы. Все от примитивного созерцания до глубокого осмысления является нашим мировосприятием. Философия, как термин, не тождественна мировоззрению, потому что является хоть и значительной, но все же частью этого понятия. Философия действительно глубоко и многогранно рассматривает наш мир, место в этом мире человека.

Философия как мировоззрение началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности:

Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.

Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.

Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.

  1. Структура и исторические типы мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

         Основными мировыми религиями являются:

• христианство;

• ислам;

• буддизм.

          Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

• синтоизм;

• индуизм;

• иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

  1. Философская мысль в Древней Индии

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит) , песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы) . Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка - Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.

  1. Основные особенности философии Древнего Китая

Китай - страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э.

особенности традиционного философского мышления в Китае, к которым В. Кохановский и В. Яковлев относит следующие:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Китайское холистическое мышление делает акцент на таких характеристиках явления, как «структура - функция», а не «субстанция - элемент». Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении.

2. Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого - холизм. Чтобы понять «единую целостность» - необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

3. Символизм. Традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления.

4. Познание и принцпов макрокосма осуществлялось посредством «тиянь» - сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.

6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие - вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т.д.

7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.

 

  1. Возникновение философии в Древней Греции

Милет - город, в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

 

* выступали с материалистических позиций;

 

* занимались не только философией, но и другими науками -- точными и естественными;

 

* пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

 

* искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фале́с (Θᾰλῆς, VII—VI вв. до н. э.). Будучи купцом, использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как учёный, широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э.. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте и в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.

Свои астрономические, географические и физические познания Фалес связал в стройное представление. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого источника всё рождается постоянно. По представлению Фалеса, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу (ψῡχή). Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (то есть причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. В этом вопросе Фалес также опирался на результаты вавилонской науки. Однако он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности; Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н. «небо неподвижных звёзд», а дальше всего — Солнце.

Анаксима́ндр (Ἀναξίμανδρος, ок. 610—547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (ἄπειρον). По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Всё обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Уже в древности возник «анаксимандров вопрос»: понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределённое (даже противоположное веществам) — или как прообраз «материи» Платона. Дошедшие до нас фрагменты не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Анаксиме́н (Ἀναξιμένης, 2-я пол. VI в. до н. э.). Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

 

  1. Основные черты античной философии и этапы ее развития

Черты:

1.Ярко выраженный космоцентризм;

2.Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающего мира;

3.  поиск первоначала, пораждавшего все сущее;

4. Гилозоизм (от гр. Hylē – вещество + zōē - жизнь); т.е. учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем ее формам чувствительность, жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить;

5. Интуитивность (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть; - непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, чутьё, проницательность). Космос и все что он содержит – материальны и чувственноощущаемы; а идеи, лежащие в основе всего сущего – умопостигаемы; следовательно, познать их можно только путем интуиции, причем диалектической. Таким образом, все абстрактно-всеобщие категории античной философии даются только интуитивно, а не логически.

6.  Спекулятивность (от лат. speculatio – выслеживание, высматривание, созерцание, умозрение). Здесь имеется в виду, умозрительность античной философии (интуитивное проникновение в суть вещей не доказывается опытом, не подкрепляется ощущением; оно результат разумного анализа).

Этапы развития:

• демократический — VII — V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

 

11.    Космологические учения раннего этапа развития древнегреческой философии

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос об основании вещей, стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. В контексте космологии  тотальность реального виделась как природа и как космос (порядок), основной вопрос - «Как возник космос?», вопрос о первоначале мира. Первые античные мыслители обобщая эмпирические знания того времени, искали естественные основы бытия:  Фалес (624-547 гг. до н. э.) рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды; у Анаксимена (около 588 - 525гг до н. э.) таким первоначалом и субстратом всех вещей является воздух; а у Анаксимандра (около 610 - 546гг до н. э.) – бесконечное - неопределенное, вечное постоянно находящееся в движении первоначало.

12. Классический этап в античной философии. Сократ

Вершина развития античной греческой философии, ее классический период, приходится приблизительно на время от второй половины V до конца VI века до н. э.

Сила Сократа заключалась в им же разработанном методе ведения дискуссии, когда серией простых вопросов он доводил своего оппонента до признания неправильности его позиции, а затем тем же методом доказывал справедливость своей позиции.

В основе учения Сократа, в сущности  своей идеалистического, лежит идея об объективно существующем духе, познаваемом мудрецами.

Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни афинского общества.

Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни, откуда делались и политические выводы: руководство государством – это также профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы.

Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которым управление полисом – дело каждого гражданина.

Тем самым, учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его, в конце концов, к непримиримому конфликту с демосом (в Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии), закончившимся осуждением и смертью Сократа.

Его карикатурно изобразил в комедии “Облака” Аристофан, но в сознании последующих поколений вошел другой образ Сократа, замечательным мастерством нарисованный его учеником Платоном, как пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего истину выше всех других побуждений.

13. Платон

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Бытие — тождественное и неизменное, бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними элементами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна.

Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей.

14. Аристотель

Исходя из признания объективного существования материи, А. считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве.

Однако сама по себе материя, инертна, пассивна.

Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй).

Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму.

Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться  действительной.

Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом.

В соответствии с учением о сущности, А. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин:

1.      Материальная Из чего вещь состоит? то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2.      Формальная в которой форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть."Что это есть?"

3.      Движущая, действующая или производящая Откуда начало движения?

4.      Целевая или конечная причина, "Ради чего?" (мир устроен целесообразно, его появление не есть случайность)

Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна  и бессмертна. Присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. 3 вида души:

1) растительная - обладают растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ

2) чувствительная – живая - обладает способностью воспринимать формы.

3) разумная – присуща человеку, познает и думает. (иначе: две части разумная и неразумная, разумная – разум практический и теоретический, неразумная – растительная (питательная) и страстная (аффективная)

Отличие человека от животного – это способность к интеллектуальной жизни.

 

15. Основные особенности и этапы развития христианской средневековой философии.

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика. Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).  Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. Особенности философии: религиозная окраска - «философия - служанка богословия», философское учение теоцентрично, постулирование Бога как мировоззренческого начала,  основной авторитет – Библия;  мышлению был присущ дидактизм (назидательность).

16. Развитие философии в период патристики. Религиозно-философская теория Аврелия Августина

 

В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства.

Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме.

Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др.

В этот период в центре философствования  находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

 

17.Основные философские идеи периода схоластики

Схоластика с IX—X вв.  занимает ведущее положение в богословском философствовании Европы. Предполагалось, что истина уже дана  в библейских текстах, и чтобы обосновать ее, выведя всю полноту логических следствий, необходимо использовать систему правильно построенных силлогизмов. Оставаясь «служанкой богословия», в  философии схоластики на передний план выходят отношения разума и веры, религии и науки. Основные идеи периода: вопрос о существовании Бога и об объяснении его троичности: реальное существование общего, универсалий говорило о реальности бытия Бога (реализм). Отрицание существование общего как в самой вещи, так и до вещи, и универсалии лишь имена вещей,  и существует только индивидуальное и лишь оно – предмет познания (номинализм). Безосновное божественное ничто  как основа Бога и вообще всего бытия (мистики).

18. Религиозно-философская концепция Фомы Аквинского

 

Аквинский Ф. разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости.

Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Фома выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:

•        мудрость Благодати.

•        мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.

•        мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

19. Основные черты и направления философии эпохи возрождения.

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

 

20.    Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

В философии Нового времени ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух направлений – эмпиризма и рационализма. Основоположник эмпирического метода - Ф. Бэкон -  источник знаний и критерий их истинности видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, подчеркивал решающую роль опыта в познании. Представители рационального метода -  Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц приходят к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека (Р.Декарт все идеи подразделил на пришедшие из чувств и врожденные: последние обладают полной достоверностью - идея Бога, математические аксиомы);  высший вид познания – интуиция, открывающая истину (Б.Спиноза).

21. Социально-философские идеи Т.Гоббса

В политической мысли XVII века две основных теории происхождения правительства.

Одна о том, что Бог даровал власть определенным лицам, и она передается по наследству.

А вторая утверждала, что государственная власть – результат договора, и является делом чисто земным.

Гоббс считал, что все люди равны от природы.

Но в естественном состоянии человек не только хочет сохранить собственную свободу, но и приобрести свободу над другими.

Поэтому возникает война всех против всех, т. е. в естественном состоянии есть только война.

И во избежание этого, люди объединялись в общины с подчинением центральной власти.

 Гоббс принимал три вида власти: монархия, и правление группы людей собрания, аристократии.

И в любом случае суверен имел неограниченную власть, когда граждане признавали его власть, они теряли все права, кроме тех, которые правительство считало  целесообразным им предоставить.

Допускается, что суверен может быть деспотичен, но уж лучше деспотизм, чем анархия. Конечно, он признает возможным такое, что суверен будет не прав, и тогда меньшинство подчинится большинству (возможность революций). То есть право самосохранения он рассматривает как абсолютно, даже против монарха. Главой церкви в государстве по Гоббсу должен тоже являться монарх.

22. Философские взгляды Дж.Локка

 

Локк рассматривает естественное состояние как мирное сожительство по библейским заповедям.

Такую разницу можно объяснить тем, что Гоббс считался атеистом.

Основное место в политической философии Локка отводится собственности, рассматриваемой в качестве главной причины установления гражданской власти.

Государство может установить смертную казнь, но не изъятие собственности.

Также он видит необходимость в разделении власти на три независимых и в то же время взаимосвязанных ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Локк говорил, что необходимо разграничить судебную и исполнительную власть, чтобы предотвратить злоупотребление властью.

Для того времени под законодательной властью оп подразумевал парламент, а под исполнительной - короля.

И если исполнительная власть не подчиняется законодательной, то  выход возможно достичь только применением силы.

И ещё стоит отметить, что Локк признавал свободу вероисповедания.

 

 

23.    Философия французского Просвещения и ее основные представители

Философия Просвещения  развивалась в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя,  что привело к свержению монархии и достигло своей демократической кульминации во время якобин¬ской диктатуры. Философы-просветители (Вольтер, Руссо, Дидро и др.) в своих взглядах отстаивали материалистическое миросозерцание в его механистической форме, хотя в работах некоторых из них и содержались элементы диалектики (у Дидро природа -  причина всего, существует сама по себе, будет существовать вечно, ибо она своя собственная причина, и по отношению к индивиду материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств; материальные же тела состоят из атомов). Одной из первоочередных своих задач просветители считали секуляризацию государственной власти - отделение церкви от государства. Просветители мечтали переделать человека, освободить его от недостатков, развить положительную общественную среду.

24. Немецкая классическая философия, ее основные достижения и главные представители

В русской философской литературе распространён термин немецкая классическая философия. В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus):

критический идеализм Канта,

субъективный идеализм Фихте,

объективный идеализм Шеллинга и

абсолютный идеализм Гегеля.

Немецкий идеализм впервые поставил вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума).

В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования.

Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы.

Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания».

Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

25. Критическая философия И.Канта и ее значение для последующего развития философской мысли

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри-тический» и «критический».

В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии.

Кант рассматривает три способности мышления: чувственность, рассудок и разум.

Каждая из них выполняет определенную функцию в познании. Априорными формами чувственного познания является пространство и время, рассудка — категории количества, качества, отношения, модальности.

Через чувства и рассудок данные опыта преобразуются в мысли, понятия, идеи и как конечный результат возникают синтетические априорные суждения — цель познания.

Высшая способность сознания проявляется в разуме, который образует предельно общие, безусловные идеи мира, души, Бога, выполняющие регулятивную роль в мышлении.

Эти идеи придают целостность мышлению и являющемуся миру, побуждают рассудок к познавательной деятельности, являются его идеальной, недосягаемой целью; они как априорные формы разума не поддаются рациональному познанию и относятся к вере.

Всякая попытка разума рационально определить их порождает противоположные утверждения.

Возникающие антиномии — признак границы рассудка, нарушение которой ведет ко всякого рода иллюзиям, химерам, мифам способным причинить человеку и человечеству бедствия и страдания.

Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграли большую роль в развитии диалектики.

26. Объективный идеализм и диалектика Г.В.Гегеля. Взгляды Гегеля на развитие природы и общества

Высшим   достижением   немецкой   классической   философии    являлась диалектика Гегеля.

Гегель разрабатывал диалектику как философскую  науку, обобщающую   всю   историю   познания   и   исследующую   наиболее   общие закономерности развития объективной действительности.

Подвергнув глубокой  и основательной критике метафизический метод мышления,  Гегель  сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики. (Гераклит - предшественник)

За основу систему принимает  “абсолютную логическую идею”, которая является фактом познаваемости истины… “Феноменология духа” - работа, в которой он отображает эту систему.

Природа сама по себе не существует, а существует идея (сложная логическая конструкция)

Гегелевская система делится на несколько частей:

-наука логика.

-философия природы.

-философия духа.

Существует абсолютная идея, которая хочет себя познать, по средствам отчуждения  и пройдя через все 3 части системы можно познать истину ( не только абсолютную но и относительную).

Тезис порождает антитезис что приводит к синтезу, который далее порождает антитезис для себя.

27. Философские и социально-политические идеи марксизма

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенности к проблемам земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Ключевые идеи марксистской философии:

Марксистское решение проблемы отчуждения человека опирается на представление, что акпиталистическое общество представляет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т.д. На смену предыстории должна прийти :

2. Подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории чесловечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунимзма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей.

Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

 

28.    «Философия жизни»

Философия жизни явилась реакцией на рационализм эпохи Просвещения. Основной темой стала интуитивно постигаемая жизнь  как целостная и динамически развивающаяся реальность. Первым представителем считается Фридрих Ницше, который ввел понятие воли к власти, которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие (как творческое начало). У другого представителя - французского философа Анри Бергсона,  аналогичным понятием является жизненный порыв. Результатом воли к власти являются культурные нормы и ценности. Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. В социальной философии проводилось различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер). С этим различием было тесно связано противопоставление творческой элиты (обладающей монополией на «жизненный порыв») инертным массам (Ортега-и-Гассет). Крайним случаем творческой элиты является сверхчеловек Ницше.

29.    Психоанализ как направление философии иррационализма

Иррационализм ограничивал  познавательные возможности мышления, разума (А. Шопенгауэр стремился преодолеть идею абсолютизма, подвергал отрицанию объективные знания, рационализм:  миропонимание основано на принципе достаточного основания - сила воли, отказ от всякой надежды на лучшее будущее и отказ от покоя – главные черты возвышенной человеческой натуры). Психоанализ, как направление иррационализма развился в теории австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). Личность, по Фрейду, формируется на пересечении двух комплексов:  бессознательного комплекса чисто биологических влечений, главным из которых является сексуальное, наряду с агрессивностью и чувством самосохранения и комплекса социальных предписаний, табу, составляющих содержание бытующей в обществе морали и права.

30.    Разработка проблем научного познания в философии: позитивизм

Позитивизм – учение, отрицающее познавательную возможность философского исследования и считающее единственным источником знания эмпирические науки. Родоначальником позитивизма является французский философ и социолог Огюст Конт. В истинном философском учении, полезном для развития наук (а именно развитие наук Конт ставит в центр внимания своей философии), нет места суждениям, не основанным на прямом чувственном наблюдении. Критерием научности теории, по Конту, является то, что она описывает реально являемые наблюдению свойства объектов природы. Другие представители – Спенсер и Дж. Миль  считают, что развитие позитивного знания будет продолжаться вечно, стремясь к непознаваемому, но, никогда не достигая его.

31.    Экзистенциализм как направление современной философской мысли. Основные направления в философии экзистенциализма и их представители

Экзистенциализм – философия существования, субъективно-иррационалистическое учение о двойственности существования человека в современном мире.  Экзистенциализм ищет ответ на вопрос об истинном существовании человека. Бытие, согласно экзистенциализму, должно быть постигнуто интуитивно. Основоположник -  датский философ Серен  Кьеркегор  -  обращает внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть.  Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев,) и атеистический (Сартр, Камю,  Хайдеггер). С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное \ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в схоластической философии основополагающий термин философии и теологии; истоки его уходят в антич. философию. \ - это Бог, поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него. Во французском и русском экзистенциализме, а также у Ясперса в центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в боге.  В атеистическом направлении  трансценденция - это ничто, понятое нигилистически, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое трактуется как эмпирически сущее.  Согласно Сартру, свобода человека - выбор своего бытия и предполагает независимость по отношению к прошлому, и лишь не имея прошлого,  и не раскаиваясь за свои поступки, можно быть абсолютно свободным. 

32.    Развитие философской мысли в России X-XVIII вв.: основные периоды и представители

1.Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства) IX – XIII вв. Основные темы: моральные и нравственные ценности, государство, право, природа. Представитель - Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение»,  в нем анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости).

2.Русская философия XII – XVII вв.: основные темы - сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, познание. Представитель - Сергий Радонежский (основные идеалы - сила и могущество христианства; свержение монголо-татарского ига).

 3. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия), которая включает два этапа в своем развитии:

а) философию эпохи петровских реформ (представители - творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира); социально-политическая направленность философии: вопросы императорской власти, ее божественности и нерушимости;  войны и мира и др.

б) материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. (М.В. Ломоносов - материалистическая традиция в русской философии, А.Н. Радищев - социально-политическая философия).

33. Западничество

Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

Западники были убеждены, что россиянам философии надо учиться у Запада. К ранним западникам обычно относят П.Я Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.

Герцен прекрасно знал учения Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, других западных философов. Диалектику Гегеля он оценивал как "алгебру революции". Быстрое философское развитие Герцена привело к тому, что уже в начале 40-х годов (1842–1846) он достигает философского уровня наиболее видных западных мыслителей своего времени. При этом для философии Герцена характерны многие типичные для отечественной философии черты: синтетичность, народность, всеохватность.

Все философские построения Герцена пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опытами рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов.

Позднее выделялся Чернышевский. На Чернышевского значительное влияние оказала философия Фейербаха. Чернышевский, подобно Фейербаху, — европоцентрист, материалист и атеист. Философское внимание Чернышевского направлено на человека. В этом он следует Фейербаху, но в отличие от последнего Чернышевский дополняет философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом

34. Славянофилы

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алек сей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Кире евский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В само бытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порож денном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пусто ты». По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естест венной необходимости — хуже, чем бить камень, о который̆ споткнулся. В критике ранней̆ буржуазной̆ цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний̆ душевный̆ лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреев ский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разум ной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «csepxy», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуаз ной монархии.

 

35. Русская религиозная философия XIX в.: философские концепции

Основные направления русской философии XIX в.: декабристская философия, философия Чаадаева,  философия западников и славянофилов, либеральная философия. Философия декабристов  имела социально-политическую направленность (П. Пестель, Н. Муравьев и др.): отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека. Историческая философия П.Я. Чаадаева - философия человека, философия истории. Человек -  соединение материальной и духовной субстанций и его жизнь возможна только в коллективе. Философия истории -  Россия «выпала» из мирового исторического процесса и ее будущее возврат в мировое историческое поле. Философия западников и славянофилов. Западники (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский)  пытались привести традиции западной философии  (материализм, эмпиризм) в русскую философию. Благо для России – освоить западные ценности. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский)  считали, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается от народов Запада. Либеральная философия -  в трудах В.С. Соловьева: идеи объединения и гармонии всех сторон бытия, идея прогресса – как всеобщей связи поколений, идея Бога как выражения добра.

36. Философские взгляды В.С.Соловьева

Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу.

Теургия — дословно боготворчество.

Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки.

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем.

В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер.

По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью. Программный документ на эту тему В.Соловьев отсылал папе римскому Льву XIII.

37.    Философия русского зарубежья и ее основные представители

 Видными представителями философии русского зарубежья являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие. Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога: идеалы человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова - близка к экстенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права: человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов.  В философии Н.А. Бердяева преобладает экзистенциональная и религиозная направленность: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода человека подвергается угрозе извне и  задача человека – сохранить свою самобытность; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть «на равных».


07.06.2014; 23:48
хиты: 992
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь